В честь 40-летия Олимпиады-80 в ОДК-Климов зажгли факел

19 июля 1980 года в Москве торжественно открылись XXII Летние Олимпийские игры, для которых специалисты ленинградского НПО имени В.Я. Климова (ныне - АО «ОДК-Климов», входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) разработали и произвели олимпийский факел. В кратчайшие сроки была создана оригинальная конструкция и изготовлено более 6 тыс. экземпляров.

 

В конце октября 1978 года оргкомитет Олимпиады-80 поручил специалистам ЛНПО имени В.Я. Климова разработать эстафетный факел, с помощью которого огонь, зажженный в Олимпии, должны были доставлять в Москву. На создание первого образца отводился один месяц.

В середине октября 1978 года при оргкомитете XXII Олимпиады создали Управление эстафеты и церемоний. Его руководители решили связать судьбу факела с известным ленинградским заводом, имевшим отношение к работе с газовыми смесями. Руководство оргкомитета провело переговоры с генеральным директором - главным конструктором ЛНПО им. В.Я. Климова Сергеем Петровичем Изотовым.

На предприятии была создана специальная бригада, которая занялась разработкой факела. В нее вошли конструкторы и инженеры Борис Тучин, Владимир Гайдо, Валентин Бабкин, Евгений Сур, Валентин Любман, Яков Пинкснер, Эдуард Литвиненко, Борис Суворов, Николай Секретарев, Анатолий Потифоров, Николай Столяров и художник Борис Рогачев. Им помогали практически все «климовцы», многие принимали деятельное участие в работе над факелом.

Согласно техническому заданию факел должен был обеспечивать горение в течение  восьми минут (это примерное время, за которое факелоносец пробегает дистанцию 1 км), весить не более 1 кг, иметь высоту не менее 550 и не более 650 мм, быстро воспламеняться и тушиться, гореть при дожде, ветре до 25 м/c и температуре до плюс 60 градусов. Греческая сторона высказывала пожелание, чтобы в горении «участвовало» оливковое масло.

Работали сутками напролет. Бесконечные дни экспериментов увенчались успехом, когда выяснилось, что открытая горелка с радиально-кольцевым выходом газовоздушной смеси оказалась самой ветроустойчивой. Ее не смогла задуть даже сильнейшая струя сжатого воздуха.

Факел сконструировали, испытали и выпустили вовремя. Создание факела для Олимпиады-80 вошло в историю как самое быстрое за все время проведения олимпийских игр. Также была спроектирована и изготовлена лампа для хранения огня.  29 ноября 1978 года, ровно через месяц с момента проведения осевой линии, был зажжен и испытан первый полноразмерный факел. 16 декабря состоялось первое публичное зажжение факела, на котором присутствовали представители оргкомитета XXII Игр и общественности Ленинграда.

В задачи климовцев входило изготовить опытные образцы факела и предъявить их на испытания специальной комиссии. Производить факелы планировали в Японии, но контракт с японской компанией расторгли, т.к. оргкомитет не согласился, что на изделии будет стоять клеймо японского производителя. Серийное производство 6200 факелов срочно пришлось организовать на ленинградских заводах: Северном (корпус), «Электроавтоматике» (рукоятка) и «Климове» (полная сборка).

За месяц до начала Олимпиады, 19 июня, в Олимпии греческая актриса Мария Москолиу зажгла первый факел от лучей солнца с помощью зеркала. Участники события рассказывали, что это был очень красивый ритуал. Общая протяжённость эстафеты составила 4992 км, она проходила по территории Греции, Болгарии, Румынии, Молдавской, Украинской ССР и РСФСР. Климовцы находились в машине сопровождения группы факелоносцев. Всем факелоносцам факелы выдавали заранее. Для страховки, чтобы гарантировать зажжение, разработчики забирали у спортсменов факелы буквально перед самой передачей эстафеты, при необходимости перенастраивали (в зависимости от температуры воздуха), проверяли и быстро отдавали уже настроенный факел.

5 июля 1980 года огонь пересёк границу Советского Союза в районе посёлка Леушены Молдавской ССР. 19 июля первым на Центральном стадионе им. В.И Ленина в Москве появился трёхкратный олимпийский чемпион Виктор Санеев, который внёс на стадион факел с олимпийским огнём. Сделав круг по дорожке стадиона, он передал факел советскому баскетболисту, олимпийскому чемпиону 1972 года Сергею Белову. Над рядами Восточной трибуны возникла импровизированная дорожка из белоснежных щитов. Белов пробежал по ней, подняв пылающий факел высоко над головой, и зажег огонь московской Олимпиады.

11 августа 2007 года в ОАО «Климов» (тогда предприятие носило такое название, находилось на Кантемировской ул.). Президент Российской Федерации Владимир Путин провел выездное совещание с членами Правительства по вопросам развития авиационного двигателестроения. В подарок от коллектива предприятия главе государства вручили один из действующих образцов Олимпийского факела.

 

АО «ОДК-Климов» - предприятие российской двигателестроительной отрасли, занимающееся разработкой, производством газотурбинных двигателей и систем управления для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы, сервисные центры. Предприятием разработаны вертолетные двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500, ВК-2500ПС-03, ТВ7-117В, самолетные двигатели РД-33, РД-33МК, РД-93 и ТВ7-117С/СМ/СТ и их системы управления. Система менеджмента качества ОДК-Климов сертифицирована по международному стандарту AS 9100:2016.

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) - интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Госкорпорация Ростех - одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности - авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе», Концерн Калашников и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.