105 лет со дня рождения выдающегося конструктора авиадвигателей С.П. Изотова

30 июня 1917 года родился С.П. Изотов - один из основателей конструкторской школы АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха). При участии конструктора были созданы турбовальные вертолетные двигатели ГТД-350, ТВ2-117 и ТВ3-117, уникальные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), реактивный самолетный двигатель РД-33.

Сергей Петрович Изотов родился на станции Синельниково Днепропетровской губернии. Автомеханический факультет Ленинградского политехнического института окончил с отличием и был распределён на только что созданный завод № 451, откуда вскоре отправился в командировку на завод № 26 в Рыбинск, где судьба связала С.П. Изотова с его будущим наставником - В.Я. Климовым. С 1941 года они вместе работали на объединенном заводе № 26 в Уфе, куда были эвакуированы другие предприятия отрасли.

В Уфе Сергей Петрович прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника серийно-конструкторского бюро, принимал активное участие в создании модификаций «двигателя Победы» М-105.

Отметив потенциал С.П. Изотова, Владимир Климов сделал его своим заместителем после создания
Опытно-конструкторского бюро в Ленинграде в 1946 году. Изотов руководил всеми проектами по созданию реактивных двигателей - ВК-1, ВК-2, ВК-3, ВК-13.

В начале 1960-х на заводе им. В.Я. Климова (это имя заводу было присвоено после смерти конструктора в 1963 году) под руководством Сергея Петровича стартовала новая эпоха - ОКБ начало разработку турбовальных вертолетных двигателей ГТД-350 и ТВ2-117, главных вертолетных редукторов ВР-2 и ВР-8 для Ми-2 и Ми-8 соответственно.

В 1964-1972 гг. продолжилось развитие линейки вертолетных двигателей, были разработаны двигатели ТВ3-117 и главный редуктор ВР-24 для вертолета Ми-24, двигатель ТВ3-117М и главный редуктор ВР-14 для вертолета Ми-14.

В период руководства Сергея Изотова ОКБ занималось разработкой жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). В 60-х был создан двигатель 5Д67 для второй ступени ракеты комплекса С-200. Затем была разработана установка 8Д419 для первой в СССР межконтинентальной баллистической ракеты УР-100. За эти работы Завод им. В.Я. Климова награжден Орденом Ленина. Вторая почетная государственная награда - орден Октябрьской Революции - была вручена заводу за создание двигателя ГТД-1000Т для танка Т-80. Эта разработка тоже является заслугой «изотовской» команды.

Решения, отвечающие новым требованиям того времени, были разработаны и по тематике реактивных
двигателей. В период с начала 1970-х годов по 1984 год был создан турбореактивный двигатель с форсажной камерой РД-33, коробка самолетных агрегатов КСА-2 и двигатель-турбостартер ГТДЭ-117 для истребителя МиГ-29. Этот двигатель и его модификации востребованы и популярны во всем мире до сих пор. Под руководством С.П. Изотова климовцы в кратчайшие сроки создали факел для
Олимпиады-80.

«Жизнь Сергея Петровича - производственная и личная - это факел. Он не просто создавал коллектив. Когда он подбирал людей, он их «зажигал» - это надо иметь такое огромное внутреннее творческое горение и внутреннюю силу, которая позволяла ему вдохновлять людей», - говорит падчерица Сергея Петровича Елена Почиковская.

Сергея Петровича не стало в 1983 году. Для многих С.П. Изотов стал настоящей легендой - человеком, который стоял у истоков отечественного авиадвигателестроения. Дело С.П. Изотова продолжил его сын Петр Сергеевич Изотов, который работал в ОКБ над совершенствованием конструкции двигателей. Он участвовал в создании двигателей ГТД-1000, РД-33, двигателя ТВ3-117 и его модификаций, в том числе ВК-2500, для всех вертолетов Миля и Камова. Внук С.П. Изотова, Данила Петрович, трудится в ОДК-Климов в дирекции программы ВК-2500/ТВ3-117, коллектив которой занимается доработкой конструкции изделий, чтобы обеспечить максимально безопасные и комфортные условия эксплуатации.

«Важно помнить и чтить историю, людей, благодаря которым мы имеем мощный научно-технический
задел, позволяющий сегодня создавать конкурентоспособные изделия, применяя новейшие
технологии. Коллектив под руководством С.П. Изотова создал огромное количество образцов техники, которая и сегодня надежно работает. Сильный потенциал сегодняшней команды ОДК-Климов основан в том числе на уникальном наследии прославленного конструктора, принципах и подходах его школы», - отмечает исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин.

30 июня в Политехническом университете Петра Великого состоится встреча руководства университета и ОДК-Климов, приуроченная 105-й годовщине со дня рождения С.П. Изотова. АО «ОДК-Климов» является партнером СПбПУ по подготовке специалистов в области авиационного двигателестроения, ведению научных разработок.  С.П. Изотов - яркий выпускник вуза, в честь которого в главном здании Политеха установлена памятная доска. Многие сегодняшние климовцы - выпускники Политехнического университета, которые продолжают развивать традиции прославленной «климовско-изотовской» школы двигателестроения.

АО «ОДК-Климов» - предприятие двигателестроительной отрасли, занимается разработкой, производством газотурбинных двигателей и систем автоматического управления для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро серийного сопровождения, современную производственную, высокотехнологичную испытательно-исследовательскую базы, сервисные центры. АО «ОДК-Климов» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) - интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Госкорпорация Ростех - крупнейшая промышленная компания России. В 2022 году отмечает 15 лет со дня основания. Объединяет порядка 700 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности - авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.