Интервью Турчака А.А. с корреспондентом газеты «РБК daily»

Корр.: Как Вы оцениваете итоги работы петербургской промышленности в прошлом году? За счет каких отраслей произошел рост производства? С какими новыми вызовами, рисками столкнулась городская промышленность в прошлом году?

Т.А.А.: Итоги работы промышленности целесообразно оценивать с точки зрения степени выполнения стратегических задач развития. К сожалению, до настоящего времени в стране отсутствует промышленная политика, в которой эти цели и должны быть утверждены. Но существуют доклады и выступления Президента РФ и Губернатора Санкт – Петербурга. В них четко излагается основная стратегическая задача для экономики России, включая и нашу промышленность. Это рост конкурентоспособности в мировой экономике на основе инноваций и инвестиций. С этой точки зрения можно в целом оценить результаты работы нашей промышленности как сравнительно хорошие. Почему? Конкурентоспособность в мировой экономике оценивается показателем объема продаж продукции промышленности в эту самую мировую экономику. Рост именно продаж, а не рост производства – вот задача промышленности на современном этапе. Продажи в мировой экономике характеризуются показателем объема экспортных поставок. Объем поставок на экспорт составил в 2007 году 17,8 млрд. долларов с ростом по отношению к предыдущему году в 140%. Необходимо для справедливости отметить, что эта цифра столь велика потому, что в ней преобладающую роль играет поставка минеральных ресурсов компаний, в последнее время зарегистрированных в нашем городе. Но если показатель поставки минеральных ресурсов взять на уровне 2005 года, то поставка машиностроительной продукции в мировую экономику составила 25% от общего объема экспортных поставок. Степень конкурентоспособности на внутреннем рынке можно оценить также по динамике продаж по показателю оборота. Рост оборота обрабатывающих производств составил в прошлом году по отношению к 2006 году 126% - это тоже важно, так как внутренний рынок у нас сейчас по существу открыт и является частью мирового рынка. В прошлом году неплохо поработали предприятия, производящие машины и оборудование – рост оборота составил 130%, в том числе предприятий, производящих электро и электронное, оптическое оборудование составил 126%. Последовательно от года к году наращиваются объемы вложений на исследования и разработки. Объем инвестиций в основной капитал составил в промышленности города 45 млрд. рублей – 20% от всей суммы инвестиций в городе. Следовательно, можно уверенно сказать, что промышленность города последовательно решает стратегические задачи развития. Но при всем этом нужно самокритично отметить и наши недостатки. Например, снизился по отношению к 2006 году объем поставок на экспорт машиностроительной продукции – а ведь это высокотехнологичная и наукоемкая часть промышленности. Импорт машиностроительной продукции в 6 раз превышает ее экспорт – мы осуществляем техническое перевооружение производства преимущественно за счет импортного оборудования, для оборонных предприятий не всегда это возможно. Есть международные ограничения в поставках. Если инновации – это стратегический фактор развития – то нужна благоприятная предпринимательская среда для развития инноваций – нужен платежеспособный спрос на инновационную продукцию, нужны льготные налоговый и таможенный режимы, хорошая социальная (в том числе кадровая) и производственная инфраструктура и многое другое. Нужны лучшие кадры, а пока заработная плата в науке около 20 тысяч, а в финансах – более 30. Ясно, куда будут отбираться лучшие кадры. В этой связи мы возлагаем определенные надежды на начатую нашим городским правительством работу по ускорению инновационного развития в городе. Достаточно активно в городе идет процесс развития предприятий с участием иностранного капитала – их оборот составляет около одной пятой всего оборота в экономике города. В связи с этим возникают опасения, что они будут все сильнее преследовать интересы своих стран, которые вполне могут не совпадать с нашими интересами в глобальной конкуренции. Я разделяю мнение Российского союза промышленников и предпринимателей по поводу главных рисков: главный фактор риска для наших промышленников – это продолжение вхождения экономики Росси в глобальную экономику. В настоящее время завершается процесс вступления России в ВТО и станут известны конкретные условия вступления. Введение этих условий будет осуществляться постепенно – в течение ряда лет будут изменяться таможенные пошлины, цены и тарифы, объемы субсидий и так далее. В целом для отечественных производителей это будет означать усиление конкурентной борьбы на отечественном и мировом рынках. Но для сохранения и развития рынков сбыта городским предприятиям необходимо заранее подготовиться к новым условиям работы.

Готовы ли они к изменению этих условий? Сейчас и не скажешь, потому что сами условия неизвестны. Эти условия прорабатываются Минэкономразвития в закрытом режиме от предприятий страны. Объясняется все это тайной договорного процесса. Как будут изменяться тарифы, таможенные пошлины, как изменится вообще предпринимательская среда, за какой период времени это произойдет – точно не известно. Процесс переговоров все еще продолжается. А по хорошему, уже давно нужна общегосударственная программа подготовки промышленности к вступлению в ВТО. Отельные эксперты вообще заявляют, что экономика России неконкурентоспособна по своим природно – климатическим условиям. Наши холода и наши расстояния обуславливают дополнительные затраты на выпуск продукции по отношению к Европе и Америке.

Корр.: Какой прогноз по росту промпроизводства на 2008 год?

Т.А.А.: Я уже говорил, что рост производства не является целью развития в рыночных условиях. Это показатель из нашей старой советской системы централизованного планирования производства и централизованного распределения продукции по фондам. Сейчас важно продать, а не произвести. Динамика самого производства сейчас характеризуется только относительным показателем индекса промышленного производства. Вот смотрите: в 2007 году индекс промышленного производства изменялся в течение года от 107% до 114%, в итоге – 110%. В 2006 году диапазон изменений составил от 91% до 111%, в итоге 93%. В 2005 году соответствующие показатели составили 93%, 118% и 104%. О чем это говорит? О том, что величина индекса сильно зависит от выполнения крупных заказов. По существу это слабо прогнозируемый или вообще не прогнозируемый показатель. Для его сравнительно точного прогнозирования нужно собрать все планы производства всех предприятий, что в нынешних условиях не реально, да и не нужно.

Корр.: Предприятия, расположенные на территории Петербурга, в том числе относящиеся к военно – промышленному комплексу, некоторое время назад стали мишенью для атак рейдеров. Изменилась ли ситуация сейчас? Какое количество предприятий было закрыто?

Т.А.А.: Можно предположить, что ситуация с рейдерством взята городом под контроль и стала в определенной мере управляемой. Необходимо при этом отметить, что законные слияния и поглощения – один из обычных инструментов рыночной экономики по росту конкурентоспособности и расширению рынков сбыта. Хочу отметить специально инструмент или хозяйственный механизм, примененный городом для борьбы с наиболее одиозными рейдерскими захватами. Формально были образованы Межведомственная комиссия по вопросам экономической безопасности и Экспертный совет при ней. По сути – это способ противодействия незаконным перехватам собственности со стороны администрации города путем введения в эти процессы гласности и общественного контроля! В комиссию и совет были включены представители правоохранительных органов, органов государственной власти, общественных организаций. В частности в них входят представители СПП СПб и ТПП СПб. Можно предположить, что в этом суть создания этих организаций.

На совместных совещаниях рассматриваются конкретные обращения физических и юридических лиц с жалобами на возможный незаконный перехват собственности и принимаются необходимые решения. Происходит устранение внутриведомственной закрытости, что в определенной мере является катализатором незаконного перехвата собственности. Одновременная совместная работа позволяет быстрее выработать необходимые решения. В процессе этой работы постепенно накапливаются предложения по внесению изменений в существующую в городе предпринимательскую среду, образованную документами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и документами городских органов власти. Лозунгом всей этой работы может быть фраза из кинофильма «Операция Ы»: «…народ хочет знать!» Можно предположить, что администрация города может использовать этот положительный опыт и для решения других проблем – проблемы административных барьеров, проблемы коррупции. По сути – это элемент развития гражданского общества в Санкт – Петербурге.

Корр.: Насколько деятельность компаний ВПК экономически эффективна? Насколько конкурентоспособны эти предприятия?

Т.А.А.: Понятие эффективности для предприятий ВПК нужно определить. Обычные показатели прибыльности и рентабельности в этом случае не подходят. Главная цель предприятий ОПК – обеспечение наших вооруженных сил таким оружием, которое исключало бы попытки вооруженного нападения на страну. Будет ли считаться эффективным оборонное предприятие, которое имеет хорошие показатели экономической эффективности и при этом снабжает армию устаревшей военной техникой? Это же касается и конкурентоспособности. Решения о закупке вооружений принимаются на политическом, а не на экономическом уровне. Даже если наше вооружение превосходит аналогичные виды стран НАТО, их никогда там не закупят. Только отдельным нашим предприятиям удается выйти на рынки развивающихся стран мира. В целом, показатели экспорта вооружений и военной техники в стране растут, что свидетельствует об их конкурентоспособности на мировых рынках. С другой стороны, о какой эффективности промышленности можно говорить, в том числе об эффективности ВПК, если 20% численности работающих в промышленности дают до 60% налога на прибыль. Это уже не эффективность, а дискриминация в налогообложении промышленности, нарушение принципов Налогового кодекса РФ в части равного налогообложения для обеспечения равной конкурентоспособности. Но хочу отметить, что годы реформирования промышленности повлияли на оборонную промышленность, она частично утратила свой потенциал – научный, кадровый, производственный. Мы это видим из примеров отдельных возвратов военной техники, поставленных в Индию и Алжир.

Корр.: Каков сейчас износ мощностей в промышленности? Какой объем инвестиций потребуется для его устранения?

Т.А.А.: В статистике имеется показатель износа основных фондов, а не износа мощностей. В последние годы динамика этого показателя такова, что степень износа уменьшается – с примерно 50% в 2004 году до примерно 40% в 2005 году. Какой объем инвестиций потребуется для его устранения – это можно сказать только после разработки промышленной политики и приоритетных видов промышленного производства в ее составе. Поднимать все существующие производства можно, но не нужно. Мы не можем все делать конкурентоспособным – не хватит ресурсов – трудовых, материальных, интеллектуальных. Опыт СССР это ясно показал. Некоторые рынки сбыта потеряны навсегда и не нужно делать из этого трагедии. Будем покупать пылесосы в Южной Корее. Именно поэтому стратегическая задача промышленности– вхождение в мировую экономику со своими изделиями. Именно достижение конкурентоспособности по ним – цель предприятия. Нужно определить эти приоритетные виды – те, которые либо нигде не изготовят, либо изготовят худшего качества и по ним разработать программы развития. Тогда будет ясен необходимый объем инвестиций.

Корр.: Ощущают ли петербургские предприятия ВПК поддержку государства? Сколько из них вощли в состав создаваемых государственных корпораций?

Т.А.А.: Рынок продукции ВПК определяется в первую очередь интересами государства, которое регулирует условия функционирования и приоритеты развития ВПК путем формирования Государственной программы вооружения (ГПВ) на 2007 - 2015 годы на ближайшие 10-15 лет и государственного оборонного заказа на каждые три года. В частности, в настоящее время на основании утвержденной Президентом РФ ГПВ на 2007- 2015 годы сформулирован государственный оборонный заказ на 2008-2010 годы. Необходимо отметить, что в последнее время увеличился объем государственного оборонного заказа. Но проблем продолжает оставаться множество. Например, проблема цен. Министерство обороны твердо стоит на ценах, определенных в Государственной программе вооружения на период до 2015 года. Но в ней цены даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. На основной конструкционный материал – черные металлы – цены с 2000 года по 2006 возросли примерно в 2 раза, на комплектацию – в 1,8 раз, на газ – в 3 раза, на электроэнергию – в 2 раза. При определении цен Министерство обороны зачастую применяет заниженные индексы – дефляторы. Не засчитываются издержки предприятий на выплату кредитов для получения своевременного финансирования. В результате заводы, выполняющие оборонный заказ, остаются без оборотных средств, без инвестиций и без затрат на научные исследования и разработки. Лучшие кадры уходят из производства по причине низкой заработной платы. Можно предположить, что специалисты Министерства обороны еще не приспособились к работе в условиях рыночной экономики. Еще, кажется, Наполеон говорил, что народ, который не сможет содержать собственную армию, будет содержать армию другого государства. Вывод: нужна не поддержка государства, а непосредственное и активное участие государства в развитии оборонного комплекса. Задача укрепления обороноспособности государства – это государственная задача, а не задача частного бизнеса. В отношении госкорпораций – они находятся в стадии формирования. Наши предприятия представлены наиболее полно в судостроительной госкорпорации.

Корр.: В преддверии вступления России в ВТО эксперты называют лишь два пути, которые позволят российской промышленности конкурировать с зарубежными компаниями – это работа в нишевых секторах либо вступление в различные альянсы. На Ваш взгляд, какие новые ниши могут быть найдены для петербургских предприятий.

Т.А.А.: Эти два пути представляют из себя, по сути дела, инерционный прогноз развития. Если ничего особенно не предпринимать – то можно кое – как вписаться в мировую экономику ее сырьевым придатком и занять отдельные ниши. Но если ставить амбициозные задачи – то можно, и самое главное, нужно выходить в мировую экономику наукоемкой и высокотехнологичной продукцией. Именно для этого и нужна государственная промышленная политика. Нужно выбрать приоритетные направления развития, определить, кто ими будет заниматься и создать для них благоприятную предпринимательскую среду. Вся наша история показывает, что мы можем совершать прорывные скачки в мировом развитии. Смотрите – наш сосед Финляндия, еще недавно была в основном страной по переработке ресурсов, а теперь на первом месте по инновационному климату. Вывод: огромные резервы заложены в резком ускорении инновационного развития страны, о чем постоянно упоминают Президент РФ и Губернатор города. Промышленники города ждут от Правительства РФ выполнения указания Президента о необходимости разработки промышленной политики. В последнее время Правительство нашего города также резко активизировало работу в этом направлении. 

Корр.: Может ли такой нишей стать производство комплектующих для автомобильных заводов, которые в ближайшие годы будут открыты в Петербурге? Сколько предприятий города уже заявили о желании организовать на своей территории подобные производства?

Т.А.А.: Производство автокомпонентов может стать одним из видов производства, интегрированных в мировую экономику. Наш Союз активно поддерживает это направление в развитии промышленности. При нашем непосредственном участии создана Санкт – Петербургская ассоциация производителей автокомпонентов. В нее входят около 50 предприятий города. Ведется работа по формированию кластера этих производителей.

Корр.: Многие предприятия Петербурга занимают значительные территории. Завершен ли процесс выкупа земель под производствами в собственность? Многие ли из предприятий сократили производственные в угоду «девелопменту»? На взгляд предприятиям сейчас не хватает земли, либо она наоборот в избытке.

Т.А.А.: У разных предприятий положение разное, в зависимости от того, как им удалось преодолеть сложности переходного процесса от централизованно управляемой экономики к рыночной. Иных уж нет. Другие активно развиваются. В целом, земля как ресурс продолжает оставаться дефицитным ресурсом.

Корр.: Уже несколько раз высказывалось мнение, что Петербургу скоро некуда будет развиваться из-за нехватки площадей. Некоторые предприятия уже задумываются о переводе части своих мощностей в другие субъекты, в Ленинградскую область, другие регионы Северо – Запада и Центра России. Как на Ваш взгляд можно разрешить эту проблему: сохранить налогоплательщиков и при этом разгрузить город от крупных производств, иногда не слишком экологичных.

Т.А.А.: Такие вопросы решаются не путем высказывания и обсуждения мнений в курилке или на кухне, а путем программно – целевого подхода – разработкой соответствующих программ с соответствующим взаимным балансированием их по ресурсам: трудовым, территориальным, водным, возможностями производственной и социальной инфраструктуры. Насколько я знаю, именно этим и занимается наше городское Правительство и Комитет по экономике. В настоящее время в Санкт – Петербурге сложилась система государственного планирования. Функции по организации государственного планирования возложены на КЭРППиТ. В состав системы документов государственного планирования входят документы долгосрочного планирования и документы среднесрочного планирования. Основой генерального плана города, как одного из таких документов, также является баланс территорий.

Корр.: Насколько городская промышленность инновационна? Активно ли внедряются новые технологии или темпы модернизации недостаточны?

Т.А.А.: Я могу привести показатели, характеризующие рост затрат на исследования и разработки в нашем городе в последние годы. Можно привести показатели, характеризующие выпуск инновационной продукции. Достаточно высоки показатели затрат на научные исследования – примерно 7% от ВРП города. Примерно 2% всех инвестиций направляется на развитие научных учреждений. Но в целом, считаю необходимым честно отметить, что предпринимательская среда, существующие финансовые потоки в современной российской экономике не соответствуют поставленным задачам по инновационному развитию. Не произошло качественного коренного перелома в экономике в сторону инновационного развития. Например, в целом по стране в 2005 г. финансирование исследований и разработок составило чуть менее 231 млрд рублей, что менее 50% от уровня 1990 г. Доля расходов на науку в 2005 г. составила чуть более 1% от ВВП, а в 1990 г. - более 2%. Сегодня Россия в 7 раз уступает Японии и в 17,5 раз США по абсолютным затратам на науку. Возьмем нашего соседа – Финляндию. Главнейшая пружина успехов финской экономики — повышенное внимание наукоемким инновациям. Высшее образование в стране исключительно бесплатное — хоть первое, хоть второе и третье. Доля науки в бюджете — 3,5% против 2,6% у США. Доля высоких технологий в экспорте составляет 20%, компанию Nokia знает и уважает любое дитя на планете. И вот результат: по экономическому росту Финляндия уже несколько лет остается европейским лидером, по суммарному показателю конкурентоспособности уступает только США. А вот показатели по экспорту в 2007 году в нашем городе. Всего экспорт составил почти 18 млрд. долларов. При этом экспорт машиностроительной продукции составил только 1,3 млрд. долларов (7%), экспорт технологий – около 160 млн. долларов (менее 1%). При этом все эксперты отмечают, что альтернатив для развития (вне инновационного) в настоящее время нет. Никакая энергетическая державность нас не спасет. Мы перейдем в разряд стран третьего мира. Ситуация с инновационным развитием в нашей стране и в нашем городе требует коренного перелома.