Доклад А.А.Турчака на заседании Правительства Санкт-Петербурга 13.05.2014

 

Уважаемый Георгий Сергеевич! Уважаемые члены Правительства! Коллеги!

В докладах дана объемная информация о ходе исполнения комплексной Программы «Наука. Промышленность. Инновации», поэтому подробно на результатах её реализации останавливаться не буду. Скажу только, что она сыграла свою мобилизующую и организующую роль в увязывании трёх её составляющих в единый процесс. Если говорить о промышленности, то финансирование по субсидиям после последней корректировки, произведенной в ноябре 2013 года значительно сократилось и составляет менее 200 млн. руб. в год. Ради справедливости необходимо отметить, что было сокращено большое количество малоэффективных мероприятий. К сожалению, в Программе остаются ещё десятки пунктов, которые можно было бы безболезненно исключить, а намеченные средства направить в качестве дополнительных на поддержку науки и промышленности. Мы такие предложения сделали и, надеюсь, при доработке Программы они будут учтены.

Выступая в марте, на совместном с коллегами из Ленинградской области Президиуме Союза Промышленников, Георгий Сергеевич особо отметил городской промышленный блок, приносящий около 40% налоговых поступлений в бюджет, а также содержащий основную массу высокотехнологичных рабочих мест. Вместе с тем внимание было обращено на замедление темпов роста объема производства, который снизился по сравнению с 2012 годом на 1,2%.

На уменьшение повлияло недостаточное инвестирование, медленная модернизация основных фондов, низкая производительность труда.

К сожалению падение продолжилось и в этом году. Индекс промышленного производства за 1 квартал составил 93,7% к соответствующему периоду прошлого года.

Что предлагает наш Союз по развитию научно-промышленного комплекса города:

Первое. Внедрить новый  стимулирующий  механизм  - специальный инвестиционный  контракт: это соглашение, которое  заключается  между инвестором и Правительством Санкт-Петербурга, которым инвестор обязуется создать новое предприятие, или  внедрить новую продукцию в производство, модернизировать рабочие места, превратив их в высокотехнологичные (производительные). В свою очередь  город  обязуется оказать содействие путем облегчения налогового бремени, вплоть до налоговых каникул, инфраструктурой, городским заказом и другими способами, указанными в городском законе «Об основах промышленной политики».

Второе. Создать Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга  с целью обеспечения предприятиям, реализующим проекты по своему развитию,  возможности осуществлять краткосрочное (до 2-3 лет)  заимствование по ставкам, сравнимым с зарубежными странами. Сегодня банковская ставка для российских предприятий превышает 15% годовых, в то время как в США она составляет 2,5-3%, в еврозоне - 3-4%.

Кроме того, Союз предлагает увеличить объем финансирования по некоторым видам субсидий, предусмотренных действующей программой «Наука. Промышленность. Инновации» - в первую очередь речь идет о субсидиях  по лизинговым платежам при покупке оборудования,  на повышение квалификации  персонала, на аудит и создание энергосберегающих технологий и улучшение экологии.

Мы предлагаем более эффективно использовать государственный заказ Санкт-Петербурга. Необходимо превратить горзаказ в реальное средство стимулирования городской промышленности: провести анализ закупленной промышленной продукции за последние два года,  разработать план «импортозамещения» и закупок из других регионов. Приоритет городских предприятий должен стать доминирующим при осуществлении городского заказа.

Мы считаем, что комитеты Правительства, в целях привлечения федерального финансирования, должны усилить работу в интересах предприятий города в министерствах и ведомствах  при реализации федеральных целевых программ и  государственного оборонного заказа.

Нельзя забывать о наших малых отраслях, таких как легкая промышленность. Да, её вклад в экономику города небольшой - чуть более 1%, но это дополнительные рабочие места и увеличение налоговых поступлений в городской бюджет. Мы совместно с комитетом по промышленной политике и инновациям ведем работу по созданию «индустриального парка легкой промышленности». Хочу особо отметить, что именно эта отрасль лучше всех сработала в I квартале, индекс промышленного производства здесь составил 124,9 %.

Перед нами стоит задача ускорения процесса перехода петербургской промышленности на шестой технологический уклад, преимущество которого выражается в существенном снижении трудозатрат, энерго и материалоемкости.

В условиях не лучшей экономической конъюнктуры особое значение приобретает качество деловой среды.

Государство не первый год борется с избыточными для бизнеса административными барьерами. Но на смену устраненным препятствиям приходят новые.

Весьма показательной является динамика численности федеральных органов власти. 10 лет назад их насчитывалось 60, на сегодняшний день стало 82, в том числе 23 министерства, 34 федеральные службы и 25 федеральных агентств. У Министра финансов и Министра экономического развития вместо двух заместителей, которые были в 2004 году стало по девять. На днях у Министра связи появился седьмой заместитель. На прошедшем съезде РСПП говорилось о том, что на федеральном уровне действуют около 170 тыс. подзаконных актов, на которые бизнес должен соответствующим образом реагировать, а ещё сюда надо приплюсовать документы родившиеся на региональном уровне.

Отдельный вопрос и, пожалуй, главный - кадры. На днях Василий Николаевич Кичеджи провел заседание Межведомственного координационного совета по кадровому обеспечению отраслей экономики, на котором я выступал, но считаю необходимым еще раз заострить внимание на этой проблеме. Говоря о подготовке кадров мы должны понимать, что в современных производствах в корне изменяется содержание труда не только инженерно-технических сотрудников, но и рабочих. От исполнительских функций, заданных и регламентированных в условиях индустриального производства, работник переходит к функциям управления технологическим процессом.  То есть человек не просто выполняет заданный объем работ в единицу времени, но оценивает ситуацию, контролирует процесс, принимает оперативные решения. При этом у него уменьшаются физические нагрузки, но значительно возрастают  интеллектуальные затраты, растёт напряженность труда. Грядущее коренное изменение содержания квалификации промышленных кадров ставит новые задачи перед образовательными учреждениями.

Сегодня требуются стратегические решения на государственном уровне. И они должны быть направлены на решение, по большому счету, двух главных проблем.

Первое. Количественная несостыковка специальностей, по которым готовит кадры система образования, и специальностей, востребованных работодателями, что требует качественного прогнозирования движения рабочих мест и потребности в кадрах.

И второе -  актуализация образования, наполнение учебных программ, что требует изменений в содержании профессий и построения на этой основе национальной системы квалификаций, отвечающей современным требованиям экономики. Центральным звеном такой системы становится новое поколение профессиональных стандартов, которые должны служить основой для стандартов образовательных.

Завершая свое выступление, хочу напомнить слова Президента России В.В. Путина, произнесённые на съезде РСПП: «Сегодня в России нет более важной задачи, чем развитие промышленности, науки и образования». Благодарю за внимание!