О некоторых итогах реализации антикризисных мер

Выступление А.В.Мурычева, исполнительного вице-президента РСПП  23.09.09

Российская экономика оказалась в числе наиболее пострадавших от кризисных явлений 2007-2009гг. Столкнувшись с резким ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры, она лишилась поддержки со стороны факторов, являвшихся ключевым для ее роста на протяжении последних лет: избыточных поступлений от экспорта энергоносителей и притока дешевых внешних заимствований. Болезненное приспособление экономики к новым условиям сопровождалось резким падением стоимости финансовых активов и масштабным увеличением спроса на валютную ликвидность.

Проблемы российской экономики в ее зависимости от внешней конъюнктуры, ее структура не дифференцирована, слабо развит внутренний рынок, существенная импортная составляющая, в том числе на продукты питания. Рядом с Россией в тяжелом положении оказались страны-экспортеры сырья, а также экономически зависимые от притока иностранного капитала - (страны Восточной Европы, Прибалтика).

А вот Китаю и Индии удалось успешно противостоять кризису. Они смогли нейтрализовать последствия сокращения внешнего спроса за счет своей производственной структуры и перевода спроса на внутреннее потребление. Оценки МВФ: ВВП Китая и Индии в 2009 году увеличатся на 7,5% и 5, 4% соответственно.

Анализ мер, реализованных Правительством Российской Федерации в рамках борьбы с кризисом, оставляет двойственное впечатление.

Первый блок антикризисной политики (конец 2008 г. - начало 2009 г.) во многом сработал. РСПП активно участвовал в подготовке данных мер, многие предложения, прежде всего, в части финансового сектора, были приняты.

Наиболее негативные проявления кризиса удалось сгладить. Хотя компаниям пришлось сократить производство и инвестиционные программы, уволить или отправить в частично оплачиваемые отпуска часть персонала, в целом самые пессимистичные ожидания не оправдались.

Второй блок антикризисной политики вызывает ряд вопросов, связанных как с эффективностью реализуемых мер, так и отказом от реализации блока модернизационных мер (в январе-июле ВВП упал более чем на 10 %, промпроизводство почти на 15 %, инвестиции - на 18 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Что касается эффективности, несмотря на появления первых признаков улучшения экономической ситуации (рост экономики во втором полугодии может составить до 4,5%, Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина), настроения предпринимателей и косвенные показатели свидетельствуют о том, что выход из кризиса будет долгим.

Острыми остаются проблемы неплатежей со стороны контрагентов, нехватки оборотных средств, снижения спроса на продукцию (эти проблемы актуальны для более чем 40 % опрошенных РСПП компаний). По-прежнему не устраивают компании условия получения заемных финансовых ресурсов. Один из косвенных показателей - в августе легковых автомобилей продали на 54 % меньше, чем в августе прошлого года (за рубежом итоги работы автопроизводителей существенно лучше).

Инфраструктурные проекты России под угрозой. Новые угрозы для инфраструктурных проектов:

  • 1. Расходы федерального бюджета будут сокращены, у региональных бюджетов также не будет хватать средств для финансирования инфраструктуры в своей зоне ответственности. Что касается частных инвесторов, то заемные средства под 15 % годовых явно не предназначены для инфраструктурных проектов, да и взять сейчас кредит под такой процент сейчас сможет только Газпром или РЖД (данные ЦБ РФ - во втором квартале 2009 г. средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям сроком до 1 года составляла 15,8 %). Роль иностранных инвесторов пока будет носить ограниченный характер: в I полугодии 2009 г. в Россию поступило на 30,9% иностранных инвестиций меньше, чем в I полугодии 2008 г.

Ситуация с Инвестиционным фондом после начала кризиса создала не лучший прецедент. Формально компании согласились с переносом проектов, сокращением объемов финансирования в текущем году. Но в реальности государство не смогло в полной мере сдержать обещания даже по тем проектам, которые позиционировались как «супергарантированные», проекты, где ничто не заставит государство отказаться от обязательств. Одна из возможных причин - то, что Инвестиционный фонд по-прежнему строчка в бюджете, а не полноценный институт. Строку в бюджете «урезать» очень легко (общий объем бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда составит в 2010 г. - 35,4 млрд. рублей, в 2011 году - 31,6 млрд.рублей, в 2012 году - 61,4 млрд.рублей). При этом проекты и до кризиса затягивались, конкурсы переносились и в основном по инициативе органов власти. Это общая проблема недостаточной эффективности.

ВЭБ стремиться стать ключевым институтом ГЧП в условиях, когда Инвестиционный фонд «съежился», региональные бюджеты ушли «в ноль» или «минус». Но при всем уважении к ВЭБу, его ресурсов не хватит, чтобы поддержать все проекты. И откуда ВЭБ сможет привлечь дополнительные средства - из бюджета (их там нет), с рынка (финансовый рынок до конца не восстановился)?

Необходимо честно признать, что пока государство и бизнес имеют все основания быть недовольными друг другом при реализации проектов ГЧП. И одна из основных причин этого недовольства - нечеткость перспектив.

Система госгарантий работает недостаточно эффективно. По состоянию на начало сентября приняты решения комиссией министерства финансов и министерства экономического развития на сумму порядка 150 миллиардов, то есть на 50% суммы, которая зарезервирована под эти цели в федеральном бюджете. Реально подписаны государственные гарантии на сумму 56 миллиардов (менее 20 %). Но даже положительное решение не гарантирует, что эти деньги помогут компании, и такие негативные примеры есть.

В целом доля недовольных результатами и эффективностью «антикризисных» мер компаний, опрошенных РСПП, составила по результатам июльского опроса 52 %, из которых 17 % - абсолютно не удовлетворены мерами. Опрос, проведенный в декабре 2008 года, давал более позитивную картину: доля компаний, оценивших меры федерального уровня как неадекватные/недостаточные, составляла менее трети (31 %).

В чем же причины? Основная причина - в незавершенности институциональных реформ в стране, что особенно проявилось в условиях кризиса. Административная система получила нагрузку, с которой справиться не в состоянии. Возник разрыв между принятием решений и их исполнением, в том числе из-за отсутствия нормативной базы. Во многом это привело к реализации антикризисных мер в «ручном режиме».

Модернизационные меры относятся к числу наиболее проблемных направлений антикризисной политики. Бизнес, в том числе РСПП, предлагал целый ряд мер, которые позволили бы не просто сократить «кризисный период», но и создать условия для посткризисного рывка. К числу ключевых направлений работы можно отнести повышение доступности заемных средств, снижение налоговой нагрузки на бизнес, как в части инвестиционных проектов, так и улучшения налогового администрирования. Существенного прогресса по этим направлениям нет, нередко даже не приняты решения.

К сожалению, модернизация как таковая ограничивается не скоординированными между собой коммерческими действиями по приобретению активов. Кстати в антикризисной программе мероприятия по развитию инноваций отнесены на конец 2009 года, в том числе задачи по принятию программ инновационного развития государственных компаний и естественных монополий.

При этом, к примеру, Япония в сегодняшних условиях многие антикризисные мероприятия ориентирует для построения посткризисной экономики..

Не может не вызывать озабоченности снижение инвестиций в основной капитал, особенно в инфраструктурные проекты. До кризиса инфраструктура уже была «узким местом» для экономики, а замораживание таких проектов, финансируемых с использованием бюджетных средств, может привести к замедлению темпов роста после завершения кризиса.

К сожалению, некоторое оживление экономики в значительной степени связано с восстановлением спроса и стабилизацией цен на основные товары российского экспорта. А для изменения структуры экономики, повышения ее инновационности нужны те самые отложенные, системные, модернизационные меры.

Что касается мировой экономики, то перспективы дальнейшего развития ситуации вряд ли можно назвать определенными. Несмотря на относительную стабилизацию, на середину 2009 года риски ухудшения положения в финансовой сфере все еще высоки.

В этих условиях предложение кредитных ресурсов остается недостаточным для восстановления повышательной производственной динамики в мире. Самые смелые прогнозы относят возможное оживление деловой активности на период не ранее 2010 года. Оценки МВФ - спад мировой экономики в 2009 году составит около 1, 4%, а  ОЭСР прогнозирует - 2,2%.

Текущие тенденции развития российской банковской системы

2009 год ознаменовался снижением масштабов деятельности российских банков:к 1 июля впервые за более чем десятилетний период совокупные банковские активы упали в абсолютном выражении до 27,8 трлн. рублей против 28,02 трлн. рублей на начало года. Глубина падения была бы еще большей, если не массированная поддержка со стороны Правительства и Банка России, особенно в IV квартале 2008 г. Всего же размер своего рода государственной премии российской банковской системе за период август-декабрь 2008 г., составил примерно 4 трлн. руб. Около 3.5 трлн. руб. пришлось на различные инструменты рефинансирования Центробанка, остальное - на средства федерального правительства (в основном - 400 млрд. руб. из средств Фонда национального благосостояния, размещенных в ВЭБе). В результате, доля кредитов Банка России в пассивах банковского сектора превысила 12,0%.

Сокращение масштабов банковской деятельности оказалось бы более значительным, если бы не проведенная в I квартале текущего года Банком России мягкая девальвация рубля, результатом которой стала переоценка активов в иностранной валюте.

Динамика показателей развития банковского сектора указывает на ощутимый рост новых рисков, в первую очередь вызванных ухудшением качества кредитных портфелей банков и снижением доходности операций вследствие стагнации спроса на банковские услуги и удорожания фондирования.

В 2009 году российская банковская система продолжала находиться под влиянием экономического кризиса: сохранилась тенденция к замедлению темпов роста всех источников привлеченных средств (за исключением вкладов населения) и снижению качества кредитных портфелей. В результате, кредитная деятельность банков сворачивается, что ведёт к падению темпов прироста активов банковского сектора. К июлю совокупный объем кредитов и прочих ссуд, предоставленных российскими банками, уменьшился до 19,9 трлн. руб. против 20,4 трлн. руб. на начало года. Причем это коснулось основных категорий заемщиков: предприятий нефинансового сектора (соответственно 12,8 и 13,2 трлн. руб.) и физических лиц (соответственно 3,7 и 3,8 трлн.руб.) Исключение составляют средства, предоставленные другим кредитным организациям.

В основе перехода российских банков к рестриктивной кредитной политике лежит несколько причин:

Во-первых, над большинством банков, особенно над теми, которые вообще не имеют или имеют весьма ограниченный доступ к финансовым ресурсам государства, висит «дамоклов меч» дефицита ликвидности. Резкое сокращение возможностей для заимствований на внешних и внутренних рынках, высокая вероятность оттока средств клиентов не исключают обострение проблемы краткосрочной ликвидности.

В такой ситуации кредитные организации, особенно малые и средние, вынуждены уже по этой причине, не говоря о риске невозвратов, сдерживать рост кредитных портфелей и отдавать предпочтение высоколиквидным активам, приносящим маленькую доходность или вообще ее не приносящим (остатки на корсчетах в Банке России).

Во-вторых, высокий уровень ставок рефинансирования и межбанковского рынка, дефицит ликвидности и связанное с этим обострение конкурентной борьбы на рынках источников фондирования обусловили весомое удорожание ресурсной базы коммерческих банков.

Высокая стоимость кредитов делает нерентабельным ведение бизнеса и ухудшает финансовое положение заемщиков, заставляя часть из них (добросовестных заемщиков) отказываться от кредитов на рыночных условиях вообще. Однако остается и другая часть, которая либо покрывает убытки своей деятельности новыми порциями кредитов, либо заведомо не собирается их обслуживать.

Удельный вес недобросовестных заемщиков начинает увеличиваться. Именно это и произошло в России. Возник порочный круг особого рода: рост процентных ставок (рисковой премии) в экономике, а, следовательно, и на кредитном рынке, содействовал повышению доли недобросовестных заемщиков, что в свою очередь заставляло банки держать рисковую премию на высоком уровне.

В-третьих, сжатие кредитного предложения, в конечном счете, обусловлено кризисным состоянием российской экономики. Абсолютное падение ВВП, сокращение объемов производства и реализации продукции во многих отраслях, рост убыточных предприятий и снижение денежных доходов населения имели своим следствием нарастание проблемной и просроченной задолженности на балансах коммерческих банков. Уже почти год наблюдается ухудшение ситуации по всем видам кредитов.

По оценкам Банка России, в кредитных портфелях находится до 20% таких ссуд, что создаёт весьма серьёзную угрозу для капитала банков и их финансового положения.

В целом, за первые шесть месяцев текущего года объём просроченной задолженности увеличился до 830,1 млрд. руб. Из этой суммы 612,7 млрд. руб. или 73,8% приходится на кредиты предприятий и организаций. Снижение доходов населения обусловило рост невозвратов по розничным кредитам. На 1 июля 2009 г. объём просроченных ссуд физическим лицам достиг 211,4 млрд. руб. В условиях ухудшения качества кредитных портфелей, банки вынуждены формировать значительные резервы на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности (РВПС). На 1 июля было зарезервировано 1,4 трлн. рублей.

Нынешний этап деятельности российских банков, в первую очередь, будет связан с решением проблемы «плохих» активов, преобладающая доля которых сформирована ссудами нефинансовому сектору. Не меньшую обеспокоенность вызывает и розничный портфель банков. Вызывает опасения и повышенная концентрация кредитных рисков: по состоянию на 1 июля текущего года на 20 крупнейших по величине активов кредитных организаций приходилось более 66% всей просроченной задолженности банковского сектора.

Необходимо отметить, что потенциал потерь по кредитным операциям банков остаётся достаточно высоким. Это объясняется тем, что, во-первых, в конце текущего года истекает срок действия Указания Банка России № 2156-У, предоставлявшего право банкам не ухудшать при определённых условиях категорию качества проблемной ссуды. Соответственно, в январе следующего года весьма вероятен всплеск отчислений в резервы. Во-вторых, сложность реализации залогового обеспечения и заметное падение его рыночной стоимости в настоящее время ведёт к увеличению потерь кредитных организаций. В-третьих, меры государственной поддержки, направленные на повышение устойчивости банковского сектора, могут быть доступны лишь узкому кругу кредитных организаций.

В сложившихся условиях можно ожидать дальнейшего сокращения объёмов кредитования (особенно долгосрочного) корпоративного сектора, сворачивания программ потребительского и жилищного кредитования. Рост отчислений в резервы, как ответная реакция на всё возрастающую долю просроченной задолженности в кредитных портфелях, ведёт к снижению доходности банковских операций. В этой связи обращает на себя внимание стремительное увеличение числа кредитных организаций, текущая деятельность которых убыточна. Если в докризисный период (по состоянию на 1 января 2008 г.) общий объем убытков по банковской системе в целом составлял 0,9 млрд. руб., то к июлю 2009 г. он увеличился до 123,8 млрд. руб., а число убыточных кредитных организаций за указанный период выросло с 11 до 119. Резко также упала рентабельность активов: с 3,0% до 1,3% к апрелю 2009 г. и рентабельность капитала: соответственно с 22,7% до 10,0%. На 01.08.2009 г. число убыточных кредитных организаций выросло до 180.

В этой связи становится всё более очевидным, что для восстановления доверия между кредиторами и заемщиками в интересах стимулирования экономического роста необходимы меры по расчистке балансов коммерческих банков.

Наиболее сложным периодом для устойчивости банковской системы большинство аналитиков называет приближающуюся осень. На этот период, по их мнению, придётся пик погашения кредитов, как полученных накануне нынешнего кризиса, так и реструктурированных в ходе него.

Наряду с риском невозврата главными сдерживающими факторами для банков при кредитовании предприятий нефинансового сектора и населения являются высокая стоимость и ограниченность источников фондирования. Балансы кредитных организаций характеризуются острой нехваткой долгосрочных и устойчивых пассивов. Это - одна из основных проблем российской банковской системы.

Позитивные изменения в динамике вкладов населения не делают ресурсную базу банков более устойчивой. Даже срочные сбережения граждан в отличие от других срочных источников фондирования операций банков таковыми являются только условно. Всегда существует риск их досрочного изъятия.

Несколько иная картина складывается с депозитами юридических лиц (кроме кредитных организаций), хотя и здесь темпы прироста ниже тех, которые были в докризисный период. В целом же за первое полугодие 2009 г. прирост средств, привлеченных от организаций, составил лишь 3,9%, тогда как за соответствующий период 2008 г. он достигал 16,9%, опережая темпы прироста как вкладов населения (11,9%), так и совокупных пассивов банковского сектора (14,6%).

Еще одним негативным следствием финансового кризиса стало абсолютное уменьшение объёма средств, привлеченных кредитными организациями посредством выпуска облигаций, векселей и банковских акцептов. В первом полугодии он сократился с 1,1 трлн. руб. до 0,97 трлн. руб.

В России неустойчивость депозитной базы банков слабо компенсируется возможностью привлечения средств на рынке межбанковского кредитования. Начавший было оживать межбанковский рынок (объём предоставленных МБК за I квартал 2009 года увеличился на 6,5%), вернулся в полосу стагнации. По состоянию на 1 июля доля кредитов, депозитов и прочих средств, полученных от других кредитных организаций в пассивах уменьшилась до 12,3%, а объём снизился с 3,6 трлн.руб. до 3,4 трлн.руб.

Несмотря на предпринятые меры по оживлению межбанковского рынка основные обороты внутреннего рынка МБК фактически замыкаются на группе крупных московских банков и банков, контролируемых нерезидентами. Достаточно сказать, что 72% оборотов на межбанковском рынке приходится на банки, входящие в ТОП-30.

Проблема качества капитала и источников его роста оставалась и продолжает оставаться ключевой для российских банков.

Несмотря на массированную государственную поддержку с мая наметилась тревожная тенденция абсолютного снижения («проедания») совокупного банковского капитала, который к июлю упал до 4,14 трлн.руб. В значительной степени это связано с необходимостью доначислений резервов на возможные потери по ссудам вследствие роста просроченной и проблемной задолженности, а также ухудшением финансовых результатов деятельности банков.

Меры государственной поддержки заметно изменили состояние конкурентной среды в российской банковской системе. Явный перекос в сторону помощи государственным и крупным частным банкам страны, включая кредитные организации с участием иностранного капитала. Благодаря вливаниям государственных средств, происходит усиление концентрации активов и капитала российского банковского сектора. На фоне абсолютного снижения объемов совокупных активов доля банков, входящих в ТОП-5, продолжает увеличиваться, тогда, как для остальных кредитных организаций характерным является нисходящий тренд. Только за один год удельный вес 5 крупнейших банков в совокупном капитале подскочил с 41 до 51%, тогда как доля всех других групп кредитных организаций упала, в том числе и банков, входящих в ТОП-50. Аналогичные изменения произошли и в структуре совокупных активов.

Масштаб последствий кризиса пока не поддается адекватной количественной оценке. Фактически при определенных условиях процессы, запущенные кризисом, могут иметь своим результатом существенные изменения в структуре национального банковского сектора.