Нет на выставке - нет на рынке

  Нет на выставке - нет на рынке

О проблемах и перспективах выставочного дела в России размышляет генеральный директор петербургского выставочного комплекса ОАО «Ленэкспо» Сергей Алексеев.

- Сергей Павлович, до Нового го­ да остались считанные часы, все мы подводим итоги года уходящего, преподнесшего столько «сюрпризов». Каким был год для «Ленэкспо»?

- В уходящем году мы успешно провели целую серию выставок. При этом объем продаж вырос на 12%. А на отдельных выставках, таких как «Российский промышленник» к примеру, объемы возросли на 30%. Это говорит о том, что производство продукции растет. Вообще очень сильно развиваются выставки промышленного направления, активизируется инновационная сфера, по теме «Энергетика» просто бум какой-то. Растет интерес к сельскому хозяйству, это мы поняли из контактов с Петербургским аграрным университетом. Хотя в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности, конечно, немало сложностей, но радует, что у них много новых разработок. Прошедший год можно назвать годом новых идей. Выставки все больше стали сопровождаться научно-практическими семинарами. Стало больше конференций, конгрессов.

Увеличилось количество иностранных участников. Видимо, это связано с их интере­сом к российскому рынку. Многие западные компании видят свое будущее здесь, в России. Для них один из выхо­дов из кризиса в том, чтобы выйти на наш рынок.

- Каким вам видится год наступающий?

- У наших партнеров не чувствуется панических настроений. Нами подписано 70 контрактов, и не по одной из выставок нет отказов. Если сравнивать с последефолтным 1999 годом, то там продажи площадей сразу же упали в 2 раза.

Сейчас мы слышим самые разные прогнозы. Кто-то про­гнозирует спад в экономике в течение трех лет. Другие аналитики утверждают, что мировая экономика восстановится уже в следующем году. Но если рассуждать логически, то, когда начинается экономичес­кая депрессия, люди должны больше работать, чтобы пере­крыть потери.

Да, многие фирмы сократили рекламные бюджеты, но продукцию-то все равно про­двигать надо. Думаю, увеличим количество выставок типа Bfoc, когда малый бизнес по­лучает возможность напрямую торговать на наших площадках.

Так что пока глобального провала не вижу. Это больше психологическое влияние. Мы привыкли к каким-то безум­ным ценам за квадратные метры недвижимости, но так долго продолжаться не может. Это чистая спекуляция. Надо вернуться к старому доброму принципу - просто работать и трудом зарабатывать деньги. На мой взгляд, год будет сложным, но не таким страшным, как его описывают. Мы пережили конец 1980-х годов, когда у нас пятидесятирублевки изымали и замораживали ва­люту на счетах. Пережили обрушение рубля в 1998 году. Но выход всегда находили.

- Может быть, кризисные про­цессы просто оздоровят экономику?

- Во всяком случае они заставят нас больше производить и потреблять национальные продукты. Грубо говоря, обойдемся без пармезанского сыра, без испанского вина, а будем свои огороды копать и сажать свою картошку. Деньги - это материализованный труд. А труд базируется на производительности, состав­ляющими которой являются профессионализм, здоровье и время. Эту теорию знают еще со времен Адама Смита, про­сто надо вернуться к реаль­ности, забыть про обращения всяких ценных бумаг и начать вкалывать.

Петербург, кстати, город трудолюбивый и поэтому до­статочно успешный. Я часто бываю за рубежом, и есть с чем сравнивать. Благоприятные изменения в северной столице видны даже чисто внешне: идут реставрацион­ные работы, обновляется ар­хитектура. Безусловно, нужно сохранять историческое на­следие, но в то же время го­род не может быть законсер­вированным от современных влияний, должен развиваться.

- Может быть, поэтому наряду с «классицизмом» здесь живуч дух инноваций?

- Петербург всегда был интеллектуальным центром России. Мы даже не представляем, какие здесь были разработки: изобретен телевизор, мобильный телефон... Правда, все это, к сожалению, ушло на Запад.

Можно сказать, что эконо­мику оздоровят труд и интел­лект. Настало время новых технологий. Технологии, кото­рыми мы пользуемся, были изобретены в XIX и в начале XX века: электричество, ядерная энергия. Кризис победит тот, кто разработает такие техно­логии, о которых мы не знали ранее. Вот сконструировали самолет, потом ракету придумали, а что далее последует? Летающая тарелка или левита­ция в пространстве? Сейчас на Западе входит в моду «зе­леная индустрия» - получение энергии из возобновляе­мых источников- солнца, вет­ра, воды. Это экологически чистая индустрия. Зеленые, технологии все чаще фигури­руют на международных вы­ставках.

- Какое будущее у таких масштабных выставочных комплексов, как «Ленэкспо»?

- Я бы сказал так: «Ленэкспо» - это не 40-летие, это то, что вытекает из сорока. А вытекает программа «40 = 20 + 20», или «Ленэкспо-2020». Это программа модернизации нашего общества. Недавно мы провели исследования по эффективности работы и начали перестраивать компанию, будем внедрять новую систему управления. Договорились с испанскими архитекторами и иностранными инвесторами о развитии на базе нашего мастер-плана конкретных проектов. Запланировано расширение закрытых вы­ставочных площадей и по­стройка гостинично-делового комплекса с перспективой модернизации морских при­чалов и увеличения парковочных мест.

Выставочный центр сегодня должен соответствовать архитектурным решениям XXI века. Но коммерческая составляю­щая требует того, чтобы вло­женные в помещения средст­ва окупались и приносили при­быль. Поэтому нужны такие ар­хитектурные концепции, кото­рые органично вписались бы в палитру Петербурга и при этом были бы максимально функциональными. Комплекс стоит миллион рублей в день - поэтому где хочешь, там и доставай. Значит, надо при­влекать сюда людей. Несмотря на неблагоприятные клима­тические условия, не во всем качественную инфраструктуру, бюрократические проблемы... У нас есть проект разви­тия комплекса, который позво­лит поставить нас по уровню в один ряд с мировыми цент­рами. Однако для его осуще­ствления нужна помощь города, нужны соответствующие государствен­ные и регио­нальные про­граммы под­держки кон-грессновыста-вочной деятельности.

Безусловно, мы при сохранении традиционных выставок будем увеличивать долю других форм: выставки-прода­жи, выставки с участием гос­органов - в конечном итоге все должно быть нацелено на потребителей.   Подписали контракт о проведении ин­дийской торгово-промышлен­ной выставки. Коллеги из Бол­гарии также заинтересова­лись возможностью выста­виться у нас (что весьма кста­ти, так как следующий год объ­явлен Годом Болгарии).

- Насколько сложно в современ­ных условиях заниматься выста­вочным делом?

- Скажу откровенно: рабо­тать сложно, потому что Пе­тербург, с точки зрения бизне­са, менее привлекателен, чем Москва. Как ни крути, там ис­торически сложившийся ку­печеский центр. Но Петербург задумывался Петром как аль­тернативный коммерческий центр, более близкий к Евро­пе. Поэтому нам надо полней использовать геополитичес­кий потенциал: коммуникации, близость к европейским гра­ницам, близость моря, имидж культурной столицы. Мы - транспортный узел, мы богаты традициями и мозгами - этим надо дорожить. И делать го­род еще привлекательней, то есть улучшать дороги, строить комфортабельные гостиницы, избавляться от криминала. Одним из факторов, препятст­вующих ускоренному разви­тию конгрессно-выставочных мероприятий в Санкт-Петер­бурге, является слабая город­ская инфраструктура - не хва­тает гостиниц, не решены про­блемы с автомобильными пробками, у нас устаревший аэропорт. Необходимо также облегчить визовую доступ­ность города. Когда-то говори­ли о свободной экономичес­кой зоне. Это было бы идеаль­но для региона, и жаль, что идея заглохла.

Петербург по многим пози­циям с Москвой конкурирует: по автомобилям, по яхтам, по туризму, по деревообработке, по станкам, по цветам, по агропрому. Есть вещи, по кото­рым мы вне конкуренции. Это наши морские выставки. Хоть Москва и столица пяти морей, но судостроители едут к нам. Вот на будущий год заплани­рована великолепная выстав­ка «Нева» с тысячью участни­ков. Кроме этого, будет вы­ставка «Военно-морской са­лон», которую сначала хотели открыть в Москве. Но вовремя одумались: как же туда флот перевести? Хочу, кстати, вы­разить глубочайшее непони­мание в адрес российского ко­митета по рыболовству. Зачем было крупнейшую в мире вы­ставку рыбпрома переводить в Москву? По-моему, это эко­номически нецелесообразно. Но, откровенно говоря, петер­бургский рынок еще слабо развит и большинство экспо­нентов отдают предпочтение московским выставкам. '

- А есть ли выставочная конку­ренция в самом городе?

- Достаточно сильная, но я не согласен с тем, как коорди­нируется наша работа. Этим нельзя заниматься без расче­та, без консультаций с экспертами. Во всем мире принцип таков: один город - один выставочный центр. Второе сла­гаемое успеха - только одна выставка по определенной те­матике в год. В Германии, на­пример, выставочные процес­сы реализует министерство экономики, но оно у них рабо­тает вместе с национальной ассоциацией бизнеса, так что учитываются интересы и биз­неса и государства. У нас та­кого альянса нет, государство часто вмешивается, запрещая то одно, то другое. И в городах нет единой выставочной поли­тики.

Уже появилась информация о том, что в Петербурге запланировано строительство еще трех или четырех выставочных комплексов. Если это произойдет, то возникнет переизбыток выставочных площадей. Кстати, мировой выставочный опыт вывел совершенно конкретную формулу - полметра выставочных площадей должно соответствовать миллиону долларов регионального валового продукта. По этой формуле в нашем городе выставочные экспозиции должны занимать не более 60 - 80 тыс. кв. метров. Судя же по наполеоновским планам инвесторов, они хотят построить не меньше 100 - 200 тыс. кв. метров каждый. Строительство новых площадей может привести к девальвации выставочной деятельности.

- Сергей Павлович, учитывая свой 22-летний опыт работы в отрасли, как бы вы определили основные принципы современного выставочного дела?

- Когда-то мы были отделением Торговой палаты СССР, Все выставки технически готовились в Москве и оттуда пересылались к нам. Нашей задачей было открывать павильоны и помогать вести протокольную часть. С этим справлялись 20 человек. Сейчас работают 300. Потому что сейчас выставка - высокоорганизованное маркетинговое мероприятие, базирующееся на трех китах: «промоушн», «информейшн», «нетворкинг». «Промоушн» - это продвиже­ние бизнеса. «Информейшн» - информирование всех о том, что происходит в различ­ных отраслях хозяйства, здесь можно диссертации защищать о состоянии той или иной от­расли. «Нетворкинг» - это об­щение. Мы продаем не квад­ратные метры, мы продаем контакты.

- Большой выставочный комп­лекс, по-моему, в чем-то напоми­нает торговую систему Новгород­ской Руси, которая отличалась контактностью, развитием связей со всеми регионами.

- Выставки в России еще до революции начались. В следующем году исполняется 180 лет первой мануфактур­ной выставке в Петербурге, после которой начался про­мышленный бум XIX века. Аме­риканцы не употребляют тер­мин «выставочный центр», а говорят «конвеншн центр». Сюда входит организация фо­румов, конгрессов, конферен­ций, симпозиумов, семина­ров, деловых встреч и сопутст­вующих мероприятий. Можно сказать, мы занимаемся сва­товством, сводничеством про­изводителей с покупателями. Выставки помогают рынку функционировать. Не случай­но профессионалы говорят: нет продукции на выставке - нет на рынке. Специалисты в этой отрасли должны быть очень креативными и чутко ре­агировать на изменения и по­требности экономики. Во всем мире есть специальные курсы, написаны работы. К сожале­нию, этому у нас не учат. И спе­циализации «выставочное де­ло» нет. А жаль. Рынок-то у нас по объему гораздо больший, чем американский. Правда, мы его в свое время бездарно отдали на откуп иностранным производителям. Теперь пора исправлять ошибки - надо поддерживать своих произво­дителей. И без выставочного дела здесь никак не обойтись.

 

 

Беседовал Андрей ГАЛИЦКИЙ

«Санкт-Петербургские ведомости»

30.12.2008