Нет на выставке - нет на рынке
Нет на выставке - нет на рынке
О проблемах и перспективах выставочного дела в России размышляет генеральный директор петербургского выставочного комплекса ОАО «Ленэкспо» Сергей Алексеев.
- Сергей Павлович, до Нового го да остались считанные часы, все мы подводим итоги года уходящего, преподнесшего столько «сюрпризов». Каким был год для «Ленэкспо»?
- В уходящем году мы успешно провели целую серию выставок. При этом объем продаж вырос на 12%. А на отдельных выставках, таких как «Российский промышленник» к примеру, объемы возросли на 30%. Это говорит о том, что производство продукции растет. Вообще очень сильно развиваются выставки промышленного направления, активизируется инновационная сфера, по теме «Энергетика» просто бум какой-то. Растет интерес к сельскому хозяйству, это мы поняли из контактов с Петербургским аграрным университетом. Хотя в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности, конечно, немало сложностей, но радует, что у них много новых разработок. Прошедший год можно назвать годом новых идей. Выставки все больше стали сопровождаться научно-практическими семинарами. Стало больше конференций, конгрессов.
Увеличилось количество иностранных участников. Видимо, это связано с их интересом к российскому рынку. Многие западные компании видят свое будущее здесь, в России. Для них один из выходов из кризиса в том, чтобы выйти на наш рынок.
- Каким вам видится год наступающий?
- У наших партнеров не чувствуется панических настроений. Нами подписано 70 контрактов, и не по одной из выставок нет отказов. Если сравнивать с последефолтным 1999 годом, то там продажи площадей сразу же упали в 2 раза.
Сейчас мы слышим самые разные прогнозы. Кто-то прогнозирует спад в экономике в течение трех лет. Другие аналитики утверждают, что мировая экономика восстановится уже в следующем году. Но если рассуждать логически, то, когда начинается экономическая депрессия, люди должны больше работать, чтобы перекрыть потери.
Да, многие фирмы сократили рекламные бюджеты, но продукцию-то все равно продвигать надо. Думаю, увеличим количество выставок типа Bfoc, когда малый бизнес получает возможность напрямую торговать на наших площадках.
Так что пока глобального провала не вижу. Это больше психологическое влияние. Мы привыкли к каким-то безумным ценам за квадратные метры недвижимости, но так долго продолжаться не может. Это чистая спекуляция. Надо вернуться к старому доброму принципу - просто работать и трудом зарабатывать деньги. На мой взгляд, год будет сложным, но не таким страшным, как его описывают. Мы пережили конец 1980-х годов, когда у нас пятидесятирублевки изымали и замораживали валюту на счетах. Пережили обрушение рубля в 1998 году. Но выход всегда находили.
- Может быть, кризисные процессы просто оздоровят экономику?
- Во всяком случае они заставят нас больше производить и потреблять национальные продукты. Грубо говоря, обойдемся без пармезанского сыра, без испанского вина, а будем свои огороды копать и сажать свою картошку. Деньги - это материализованный труд. А труд базируется на производительности, составляющими которой являются профессионализм, здоровье и время. Эту теорию знают еще со времен Адама Смита, просто надо вернуться к реальности, забыть про обращения всяких ценных бумаг и начать вкалывать.
Петербург, кстати, город трудолюбивый и поэтому достаточно успешный. Я часто бываю за рубежом, и есть с чем сравнивать. Благоприятные изменения в северной столице видны даже чисто внешне: идут реставрационные работы, обновляется архитектура. Безусловно, нужно сохранять историческое наследие, но в то же время город не может быть законсервированным от современных влияний, должен развиваться.
- Может быть, поэтому наряду с «классицизмом» здесь живуч дух инноваций?
- Петербург всегда был интеллектуальным центром России. Мы даже не представляем, какие здесь были разработки: изобретен телевизор, мобильный телефон... Правда, все это, к сожалению, ушло на Запад.
Можно сказать, что экономику оздоровят труд и интеллект. Настало время новых технологий. Технологии, которыми мы пользуемся, были изобретены в XIX и в начале XX века: электричество, ядерная энергия. Кризис победит тот, кто разработает такие технологии, о которых мы не знали ранее. Вот сконструировали самолет, потом ракету придумали, а что далее последует? Летающая тарелка или левитация в пространстве? Сейчас на Западе входит в моду «зеленая индустрия» - получение энергии из возобновляемых источников- солнца, ветра, воды. Это экологически чистая индустрия. Зеленые, технологии все чаще фигурируют на международных выставках.
- Какое будущее у таких масштабных выставочных комплексов, как «Ленэкспо»?
- Я бы сказал так: «Ленэкспо» - это не 40-летие, это то, что вытекает из сорока. А вытекает программа «40 = 20 + 20», или «Ленэкспо-2020». Это программа модернизации нашего общества. Недавно мы провели исследования по эффективности работы и начали перестраивать компанию, будем внедрять новую систему управления. Договорились с испанскими архитекторами и иностранными инвесторами о развитии на базе нашего мастер-плана конкретных проектов. Запланировано расширение закрытых выставочных площадей и постройка гостинично-делового комплекса с перспективой модернизации морских причалов и увеличения парковочных мест.
Выставочный центр сегодня должен соответствовать архитектурным решениям XXI века. Но коммерческая составляющая требует того, чтобы вложенные в помещения средства окупались и приносили прибыль. Поэтому нужны такие архитектурные концепции, которые органично вписались бы в палитру Петербурга и при этом были бы максимально функциональными. Комплекс стоит миллион рублей в день - поэтому где хочешь, там и доставай. Значит, надо привлекать сюда людей. Несмотря на неблагоприятные климатические условия, не во всем качественную инфраструктуру, бюрократические проблемы... У нас есть проект развития комплекса, который позволит поставить нас по уровню в один ряд с мировыми центрами. Однако для его осуществления нужна помощь города, нужны соответствующие государственные и региональные программы поддержки кон-грессновыста-вочной деятельности.
Безусловно, мы при сохранении традиционных выставок будем увеличивать долю других форм: выставки-продажи, выставки с участием госорганов - в конечном итоге все должно быть нацелено на потребителей. Подписали контракт о проведении индийской торгово-промышленной выставки. Коллеги из Болгарии также заинтересовались возможностью выставиться у нас (что весьма кстати, так как следующий год объявлен Годом Болгарии).
- Насколько сложно в современных условиях заниматься выставочным делом?
- Скажу откровенно: работать сложно, потому что Петербург, с точки зрения бизнеса, менее привлекателен, чем Москва. Как ни крути, там исторически сложившийся купеческий центр. Но Петербург задумывался Петром как альтернативный коммерческий центр, более близкий к Европе. Поэтому нам надо полней использовать геополитический потенциал: коммуникации, близость к европейским границам, близость моря, имидж культурной столицы. Мы - транспортный узел, мы богаты традициями и мозгами - этим надо дорожить. И делать город еще привлекательней, то есть улучшать дороги, строить комфортабельные гостиницы, избавляться от криминала. Одним из факторов, препятствующих ускоренному развитию конгрессно-выставочных мероприятий в Санкт-Петербурге, является слабая городская инфраструктура - не хватает гостиниц, не решены проблемы с автомобильными пробками, у нас устаревший аэропорт. Необходимо также облегчить визовую доступность города. Когда-то говорили о свободной экономической зоне. Это было бы идеально для региона, и жаль, что идея заглохла.
Петербург по многим позициям с Москвой конкурирует: по автомобилям, по яхтам, по туризму, по деревообработке, по станкам, по цветам, по агропрому. Есть вещи, по которым мы вне конкуренции. Это наши морские выставки. Хоть Москва и столица пяти морей, но судостроители едут к нам. Вот на будущий год запланирована великолепная выставка «Нева» с тысячью участников. Кроме этого, будет выставка «Военно-морской салон», которую сначала хотели открыть в Москве. Но вовремя одумались: как же туда флот перевести? Хочу, кстати, выразить глубочайшее непонимание в адрес российского комитета по рыболовству. Зачем было крупнейшую в мире выставку рыбпрома переводить в Москву? По-моему, это экономически нецелесообразно. Но, откровенно говоря, петербургский рынок еще слабо развит и большинство экспонентов отдают предпочтение московским выставкам. '
- А есть ли выставочная конкуренция в самом городе?
- Достаточно сильная, но я не согласен с тем, как координируется наша работа. Этим нельзя заниматься без расчета, без консультаций с экспертами. Во всем мире принцип таков: один город - один выставочный центр. Второе слагаемое успеха - только одна выставка по определенной тематике в год. В Германии, например, выставочные процессы реализует министерство экономики, но оно у них работает вместе с национальной ассоциацией бизнеса, так что учитываются интересы и бизнеса и государства. У нас такого альянса нет, государство часто вмешивается, запрещая то одно, то другое. И в городах нет единой выставочной политики.
Уже появилась информация о том, что в Петербурге запланировано строительство еще трех или четырех выставочных комплексов. Если это произойдет, то возникнет переизбыток выставочных площадей. Кстати, мировой выставочный опыт вывел совершенно конкретную формулу - полметра выставочных площадей должно соответствовать миллиону долларов регионального валового продукта. По этой формуле в нашем городе выставочные экспозиции должны занимать не более 60 - 80 тыс. кв. метров. Судя же по наполеоновским планам инвесторов, они хотят построить не меньше 100 - 200 тыс. кв. метров каждый. Строительство новых площадей может привести к девальвации выставочной деятельности.
- Сергей Павлович, учитывая свой 22-летний опыт работы в отрасли, как бы вы определили основные принципы современного выставочного дела?
- Когда-то мы были отделением Торговой палаты СССР, Все выставки технически готовились в Москве и оттуда пересылались к нам. Нашей задачей было открывать павильоны и помогать вести протокольную часть. С этим справлялись 20 человек. Сейчас работают 300. Потому что сейчас выставка - высокоорганизованное маркетинговое мероприятие, базирующееся на трех китах: «промоушн», «информейшн», «нетворкинг». «Промоушн» - это продвижение бизнеса. «Информейшн» - информирование всех о том, что происходит в различных отраслях хозяйства, здесь можно диссертации защищать о состоянии той или иной отрасли. «Нетворкинг» - это общение. Мы продаем не квадратные метры, мы продаем контакты.
- Большой выставочный комплекс, по-моему, в чем-то напоминает торговую систему Новгородской Руси, которая отличалась контактностью, развитием связей со всеми регионами.
- Выставки в России еще до революции начались. В следующем году исполняется 180 лет первой мануфактурной выставке в Петербурге, после которой начался промышленный бум XIX века. Американцы не употребляют термин «выставочный центр», а говорят «конвеншн центр». Сюда входит организация форумов, конгрессов, конференций, симпозиумов, семинаров, деловых встреч и сопутствующих мероприятий. Можно сказать, мы занимаемся сватовством, сводничеством производителей с покупателями. Выставки помогают рынку функционировать. Не случайно профессионалы говорят: нет продукции на выставке - нет на рынке. Специалисты в этой отрасли должны быть очень креативными и чутко реагировать на изменения и потребности экономики. Во всем мире есть специальные курсы, написаны работы. К сожалению, этому у нас не учат. И специализации «выставочное дело» нет. А жаль. Рынок-то у нас по объему гораздо больший, чем американский. Правда, мы его в свое время бездарно отдали на откуп иностранным производителям. Теперь пора исправлять ошибки - надо поддерживать своих производителей. И без выставочного дела здесь никак не обойтись.
Беседовал Андрей ГАЛИЦКИЙ
«Санкт-Петербургские ведомости»
30.12.2008