Результаты анкетирования РСПП - «Антикризисный мониторинг – октябрь 2015г.»
Главным последствием кризиса для почти половины компаний (48,1%) стало снижение курса рубля / валютная нестабильность. Этот вариант занимает первое место среди всех возможных ответов уже третий месяц подряд.
Второе место по популярности разделили два варианта: «неплатежи со стороны контрагентов» и «недостаток оборотных средств». Они набрали по 40,3%, прибавив в октябре 5,2% и 10,6%, соответственно.
Снижение спроса ощутили на себе в прошедшем месяце 31,2% компаний. Доля выросла незначительно - на 1,2%.
Такое же число респондентов выбрали вариант «главное последствие кризиса - недоступность заёмных средств», в сентябре их было меньше на 4,2%.
Пятая часть всех участников опроса утверждают, что из-за кризиса ухудшились условия поставки сырья и комплектующих (+7,3% к сентябрьскому значению).
16,9% компаний сократили объёмы производства в кризисных условиях, по сравнению с сентябрём доля выросла на 6,1%.
В три раза упала доля варианта «главное последствие кризиса - сокращение инвестиционных программ или перенос их на более поздний срок» - её значение в октябре 9,1%, а в сентябре оно было 29,7%.
Ограничение импорта мешает 5,2% компаниям оснастить предприятие новым оборудованием, технологиями (доля за месяц не изменилась).
Как и в августе-сентябре, только два респондента ответили, что их компании не сталкивались с проблемами, связанными с экономическим кризисом.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Чтобы продолжить работу в кризисных условиях, компании принимают различные меры по адаптации к экономической ситуации в стране.
В первую очередь, организации сокращают расходы. Этот вариант выбрали 84,4% компаний, в сентябре его доля не превышала 80%.
Более половины всех компаний-участниц опроса намерены реализовать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Доля выросла по сравнению с сентябрём на 8,4%.
Перейти на требования авансирования со стороны покупателей собираются 32,5% организаций (+4,8 к значению сентября). Пятая часть компаний планируют отказаться от авансирования поставщиков (+3,2%).
О повышении цен заявили 28,6% респондентов, доля выросла на 5,1%. Вариант «в кризисных условиях компания будет снижать цены» отметили 5,2% участников опроса, как и в сентябре.
Прибегнуть к интенсификации - увеличить выпуск продукции без расширения производства - собираются 19,5% компаний. Этот ответ потерял популярность в октябре: данные различаются на 7%.
15,6% организаций, возможно, решатся переориентировать предприятие на выпуск иной продукции (в сентябре таких компаний было 11,8%).
Продать непрофильные активы готовы тоже 15,6% компаний, а профильные активы - только 5,2%.
Оптимизировать затраты предприятия без снижения выпуска продукции (объёма деятельности) и без сокращения объёмов затрат планируют 13%. Доля выбравших этот вариант упала на 4,6%.
В октябре уменьшилась доля компаний, намеренных в кризисных условиях сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ, - до 11,7% с сентябрьского значения 23,5%.
Чуть ниже - на один процентный пункт - доля компаний, готовых сократить объёмы инвестиционных программ.
Какие «антикризисные» меры планирует применять Ваша компания в текущих условиях? сентябрь-октябрь 2015 г.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;
Какие именно расходы компании планируют сократить?
70,8% респондентов, указавших, что они готовы снизить расходы компаний в кризис, хотят сократить расходы на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.).
Перейти на более дешёвое сырьё и комплектующие намерены 53,8% организаций.
41,5% компаний сократят свои расходы на персонал, а 29,2% организаций - расходы на благотворительные социальные программы в регионе присутствия.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Мы задали вопрос компаниям, собирающимся снизить расходы на персонал, каким именно образом будет достигнута экономия средств?
78,6% организаций рассчитывают сократить наём новых сотрудников, доля вернулась к августовскому значению после падения в сентябре до 50%.
Перевести сотрудников на неполный рабочий день и тем самым сократить расходную часть бюджета планируют 35,7% организаций (доля стала ниже на 4,3%). Уволить часть работников намереваются 28,6% компаний (-1,4% от значения в сентябре).
Чуть меньше - 25% организаций - ответили, что планируют сократить сотрудников, работающих неполный рабочий день, и тех, кто находится в отпусках без сохранения зарплаты. В сентябре ни один респондент не выбрал этот вариант.
Пятая часть респондентов указала, что в компании будет происходить снижение «размера» социального пакета.
17,9% компаний собираются снизить заработную плату сотрудников, доля выросла на 7,9% по сравнению с сентябрьскими данными.