Некоторые аспекты деятельности промышленных предприятий в кризисный период: проблемы и возможности

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

ЕВСЕЕВ В.И., к.т.н., президент Некоммерческого партнерства «Союз литейщиков Санкт-Петербурга»

Правительство Санкт-Петербурга (Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитет по внешним связям, Комитет по занятости населения и др.), Союз машиностроителей России, POP «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» принимают ряд мер, направленных на поддержание и развитие делового климата в регионе путем реализации различных программ. Однако объективные и субъективные трудности в существующих отношениях внутри сообщества промышленных предприятий, пассивность большинства из них в налаживании контактов с органами государственной власти, а также недостаточно комплексный подход к формированию промышленной политики не позволяют достаточно эффективно преодолевать негативные тенденции, сложившиеся в экономике.

Для преодоления барьеров, препятствующих активному взаимодействию власти и промышленного бизнеса, правительством города к работе с предприятиями активно привлекаются профессиональные отраслевые союзы и ассоциаций, другие общественные объединения и организации. В частности, в «Союз литейщиков Санкт-Петербурга» входят около 50 предприятий и организаций, представляющих весь спектр промышленной деятельности в литейно-механической сфере машиностроения, транспорта, энергетики, городского хозяйства. В состав членов Союза, кроме предприятий нашего города, входят и организации из других регионов России и зарубежных стран (Швеция, Финляндия, Украина].

Анализ сложившейся ситуации в конце про­шлого - начале текущего года позволил Союзу литейщиков Санкт-Петербурга сформулировать некоторые обобщенные данные, характеризу­ющие положение литейно-механических произ­водств в настоящее время.

1. В России промышленность и, в частно­сти, машиностроение находятся в трудном по­ложении. За годы благополучного финансово­го состояния экономики (последние 10 лет) не была произведена модернизация промышлен­ного потенциала. Государство не помогло со­здать необходимые условия для его развития, о владельцы и руководители заводов мало об этом думали, использовали ресурсы и финан­сы для других, а иногда и для личных целей. Да и сегодня нередки случаи непрофессионализма руководителей, когда принимаются нео­боснованные стратегические решения по раз­витию предприятий и делаются неоптимальные тактические шаги по их повседневной деятельности. Заметна привычка мыслить ста­рыми шаблонами периода, когда государство решало все вопросы.

Предприятия литейно-механического про­филя как производства, обеспечивающие ма­шиностроительный комплекс, городское хозяйство, транспорт и другие сферы экономики в течение многих последних лет испытывали ти­пичные для российской промышленности труд­ности. К ним можно отнести недостаточную заг­рузку мощностей, дефицит рабочих кадров (осо­бенно литейных и станочных специальностей), отсталость технической и технологической ос­нащенности производства, сложности креди­тования своей деятельности и ряд других. Не­обходимо отметить, что литейное производство как один из важных видов металлообрабатыва­ющего и заготовительного производства для ма­шиностроения за последние 15 - 20 лет пре­терпел существенное снижение уровня своего технического и технологического оснащения, культуры производства и качества продукции (см., например, Евсеев В.И.: «Надо лить ме­талл на «свою мельницу». «Индустрия», №1, 2009 г. стр. 41-43). Особенно это заметно в сравнении с современными возможностями литейных производств в ведущих странах мира. Такое положение неизбежно приводит к потере конкурентоспособности продукции отечествен­ного машиностроения на мировых рынках.

2. Наиболее остро перечисленные сложности проявились в четвертом квартале 2008 года и в начале 2009 года в связи с разразившимся мировым финансово-экономическим кризисом. Тем не менее, руководители предприятий делали и делают все возможное, чтобы выполнить имеющиеся обязательств и обеспечить загрузку производства новыми заказами. Однако, сделать это в полном объеме оказалось практически невозможным, поскольку предприятия находятся в цепи кооперационных связей с заказчиками и поставщиками, которые, в свою очередь, испытывали не меньшие трудности, в том числе, по оплате выполненных заказов.

Ряд предприятий, выполнивших свои договорные обязательства, не смогли отгрузить произведенную продукцию из-за задержек ее оплаты со стороны заказчика. Подготовленные на но­вый год договора остались незаключенными. Многие заводы начали свою работу после ново­годних каникул, не имея оформленных заказов. Это нарушает осуществление финансово-хозяй­ственной деятельности предприятий. Подобные факты вызывают определенное недоумение, поскольку большинство заказчиков относятся к крупным субъектам экономической деятельнос­ти общегосударственного уровня, такие, как ОАО «Российские железные дороги», предпри­ятия топливно-энергетического комплекса, су­достроительной промышленности и т.д.

Провозглашенная готовность осуществить го­сударственную поддержку подобных системообразующих предприятий со стороны правитель­ства страны вселяет надежду на возможность скорого преодоления негативных последствий кризиса. Однако большинство средних и малых предприятий вынуждены самостоятельно решать проблемные вопросы.

3.         Наблюдается резкое сокращение количества заказов на производство литейной продукции и проведение ее механической обработки, что вынуждает руководителей сокращать сотрудников предприятий. Однако дефицит квалифицированных работников в основных производственных подразделениях и опасность их потерять для выполнения будущих заказов заставляет руководителей принимать все известные и доступные меры по сохранению работающего персонала (сокращение длительности рабочеей недели и рабочего дня, предоставление неоплачиваемых отпусков по согласованию с работниками). Благодаря принятым мерам, боль­шинству предприятий пока удается избежать массовых увольнений своих сотрудников. В свою очередь, сотрудники, понимая сложившуюся си­туацию, соглашаются на проведение руковод­ством ряда мероприятий, лишь бы не потерять рабочие места.

4.         Одним из путей обеспечения работоспособности предприятий является диверсификация их производства на основе поиска востребованной продукции, заказов на нее и освоения серийного изготовления. Для этого необходимы расширение производственных мощностей, закупка необходимого оборудования на приемлемых условиях и финансовое обеспечение работ. По общему признанию экономистов и руководителей промышленности, время кризиса предоставляет такую возможность: поддержать производство и заложить основу будущего успеха в кооперации с другими партнерами и потенциальными заказчиками.

Многие предприятия обращаются в Союз литейщиков Санкт-Петербурга с просьбой по­мочь найти заказы, используя сложившиеся у Союза связи, в том числе и с зарубежными парт­нерами. Союз литейщиков делает все возмож­ное, чтобы помочь предприятиям в получении производственных заказов, в информационной поддержке их работы, способствует поиску и ре­ализации подобных проектов на предприятиях, не только входящих в состав Союза, но и из других регионов России.

5.         Условия энергетического обеспечения работы предприятий со стороны монополистов-энергетиков даже в благополучные времена весьма нелегкие (тарифы, время и объемы предоставления и использования ресурсов), в кризисный период приобретают почти неприемлемый характер для многих предприятий. Речь идет о жесткой регламентации поставки и использования энергетических ресурсов (электричество и газ) как по времени (время суток, неделя, месяц), так и по объемам расходования. Одинаково сурово караются штрафными санкциями как недоиспользование заявленных ресурсов электроэнергии и газа, так и их перерасход. В условиях нестабильности загрузки производственных мощностей, уменьшения сменности работы плавильных печей и станочного парка, резких колебаний погодных условий (что очень важно для литейщиков), практически не- возможно выдержать регламент использования заявленных энергоресурсов. Такой подход де­лает производство нерентабельным и неконку­рентоспособным на рынке литейно-механической и машиностроительной продукции. Кроме того, необоснованные, по нашему мнению, штрафные санкции изымают из финансового оборота миллионы рублей, которые могли бы быть направлены на переоснащение произ­водств. Органы государственной власти, осуще­ствляющие тарифное регулирование цен и по­рядка использования энергетических ресурсов, должны обеспечить приемлемые условия функ­ционирования промышленных предприятий, особенно в кризисный период.

В последние годы ряд предприятий стал осу­ществлять модернизацию производства как за счет своих средств, так, в основном, за счет раз­личных кредитов (отечественных и зарубежных). Было заказано современное (большей частью за­рубежное) оборудование и технологии для вне­дрения на своих заводах. Однако кризис застал этот процесс на многих предприятиях на разных стадиях его реализации. Кредитные линии стали недоступными, заказы и поставки оборудования остановились, процесс модернизации оказался под угрозой срыва. Предприятия столкнулись с реальной угрозой оказаться несостоятельными, со всеми вытекающими последствиями. Государ­ство могло бы оказать реальную помощь в соот­ветствии с провозглашенным правительством стра­ны намерением, однако механизм такой помо­щи большей частью или не разработан, или не­доступен для предприятий. Получить же банковс­кий кредит на приемлемых условиях в период кризиса практически невозможно. Имеются об­ращения к Союзу литейщиков Санкт-Петербур­га со стороны предприятий с просьбой помочь найти инвесторов (в том числе зарубежных) для получения средств и завершения процесса пере­оборудования их производств.

В сложившейся ситуации руководители промышленных предприятий критически и бо­лезненно воспринимают тарифную политику государства по отношению к взиманию госпош­лин за импортируемые технику и оборудование по заключенным до кризиса договорам постав­ки. Закупаемые за рубежом техника и оборудо­вание предназначены для перевооружения и мо­дернизации машиностроительных заводов и литейно-механических цехов. Речь идет об им­порте оборудования, не производимого в Рос­сии. В то же время для предприятий нефтегазо­вого комплекса страны введены льготы на по­добные закупки техники за рубежом. Введение льгот или полная отмена пошлины на импорт­ное оборудование помогло бы предприятиям уменьшить потребности в кредитах и распла­титься за поставляемое оборудование из соб­ственных оборотных средств и из прибыли.

Многолетнее невнимание со стороны го­сударства к проблемам промышленности, в час­тности, машиностроения, привели к стойкому недоверию со стороны предприятий к каким-либо мероприятиям, предлагаемым органами власти. По нашему мнению, этим фактом наря­ду с другими, можно объяснить низкий уровень активности, который проявляют предприятия малого бизнеса по отношению к городским про­граммам развития малого предпринимательства (и не только малого). Это касается, в частности, возможности кредитования, получения субсиди­рования на частичное покрытие расходов раз­личных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства (про­центы по кредитованию, подключение к элект­росетям, сертификация, аутсорсинг, участие в выставках и др.), программ содействия подготов­ке кадров. Преодоление такого негативного фактора в отношениях власти и промышленного бизнеса лежит, по нашему мнению, в на­стойчивой, кропотливой и длительной совмест­ной деятельности всех участников организации промышленного производства с наращиванием и пропагандой положительного опыта.

9.         Одним из важных направлений развития промышленного потенциала нашего города в последнее время выступает производство легковых автомобилей на сборочных заводах ведущих мировых марок. Серьезной проблемой является локализация производства автокомпонентов для обеспечения работы существующих и строящихся сборочных автомобильных заводов. С целью содействия этому процессу правительством города учреждена и активно функционирует Санкт-Петербургская Ассоциация производителей автокомпонентов. Союз литейщиков Санкт-Петербурга подключился к решению задачи по локализации производства автокомпонентов в прошедшем году. В проведении ряда мероприятий в этом направлении большую помощь и поддержку нашему Союзу оказывает Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. Вслед за производителями автомобилей зарубежных марок в наш город потянулись и поставщики автокомпонентов из многих стран Европы. Они заинтересованы в создании подобных заводов в России и Санкт-Петербурге с проведением сертификации по международным стандартам. Однако наши литейно-механические предприятия по многим показателям не готовы в настоящее время стать официальными поставщиками. Тем не менее, существуют возможности создания новых и переоснащения ряда существующих заводов, выразивших желание пойти по этому пути развития. Экономические оценки выгоды от работы таких литейных предприятий по производству автокомпонентов показывают их высокую потенциальную эффективность для экономики города. С целью реализации этой возможности необходима организационная и финансовая помощь государственных органов власти и субъектов крупного промышленного бизнеса.

10.       Проблема кадрового обеспечения во всех звеньях промышленного производства остро ощущается практически на всех предприятиях города. Особенно остро она стоит в сфере пополнения рядов рабочих литейных и станочных специальностей. Разрушение существовавшей системы профессионально-технического образования, инициатором и лидером которой был наш город, нарушил процесс воспроизводства специалистов с начальным и средним профессиональным образованием. В настоящее время в нашем регионе достаточно эффективно и на высоком уровне работает практически одно учебное заведение подобного профиля, а именно, Санкт-Петербургский политехнический колледж, находящийся в г. Колпино, который готовит специалистов более чем 100 рабочих пециальностей. Он как член Союза литейщиков помогает пополнять ряды литейщиков и станочников для наших заводов. Имеются различные схемы подготовки рабочих и среднего персонала по заказу предприятий. Однако возможности колледжа не смогут удовлетворить потребности даже нашего города, не говоря уже о других регионах. Правительство города принимает ряд мер, призванных помочь подготовке достойной смены молодых рабочих и переподготовке работающих на производствах. Для этого существуют различные программы (например, «Перечень мероприятий по развитию системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге в 2005-2008 годы», «О программе развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы»). Однако принимаемые меры государственной поддержки явно недостаточны для пополнения рабочих рядов города. Пред­ставляется, что необходимо возрождение госу­дарственной системы начального и среднего профессионального образования с учреждени­ем сети современных учебных заведений, ос­нащенных учебно-лабораторной и производ­ственной базой. Необходима система профо­риентации молодежи, поднятие престижа рабо­чих специальностей на заводах в противовес неестественно высокому нынешнему престижу юристов, экономистов, банковских и офисных работников, агентов по недвижимости и прочих торговых и обслуживающих компаний. Союз литейщиков СПб ведет переговоры с рядом за­рубежных партнеров (Швеция, Италия) с целью создания в нашем регионе специализирован­ного учебного центра литейного производства. Потребность в рабочих кадрах-литейщиках очень высока. Правительство города могло бы оказать существенную помощь и поддержку в реализации такого проекта.

11. Одним из путей загрузки и поддержки предприятий является размещение госзаказа для городских нужд. Усилиями КЭРППиТ проводятся многие мероприятия для организации этого про­цесса, начиная от законодательной базы и за­канчивая проведением круглых столов и анке­тирования предприятий для улучшения столь важного вида предпринимательства для нор­мальной жизни города. Однако и в этом вопро­се у предприятий существует большая инерци­онность и предубежденность по ряду известных объективных и субъективных причин. Для акти­визации данного направления представляется целесообразным, чтобы городские власти при участии отраслевых союзов и ассоциаций рас­ширили сферы деятельности, в которых можно было бы выдавать и размещать заказы, в частно­сти, для предприятий литейно-механического профиля. Это касается нужд городского автомо­бильного и автобусного парка, техники и средств дорожного хозяйства городского электротранс­порта, метрополитена, объектов «Водоканала», строительства и ремонта зданий и сооружений, мостов и путепроводов и многих других объек­тов. Здесь также требуется определенная коор­динационная деятельность между различными ведомствами в масштабах города.

12. Проблема снижения производственных издержек - одна из ключевых в современных условиях кризиса. К сожалению, владельцы и руководители промышленных предприятий мало уделяют внимания энерго- и ресурсосбереже­нию в технологическом процессе и в повседнев­ной деятельности. Стремление иметь у себя все виды оборудования, обеспечивающие подраз­деления и непрофильные производства приво­дит к неоправданным затратам. Из-за устарев­ших технологий, низкого качества сырья и ма­териалов, низкой культуры производства высок процент брака.

Эта актуальная тема активно обсуждалась на заседании Инженерного клуба, которое про­водилось в рамках деловой программы Петер­бургской технической ярмарки 11 марта этого года. Как показывает практика, сегодня целесо­образно отказаться от ряда «лишних» на теку­щий момент технологических операций и актив­но использовать режим аутсорсинга, то есть воз­можности передать заказы другим исполнителям. В целом же приходится констатировать, что в на­шей промышленности очень слабо используются возможности кооперационных связей и обосно­ванной специализации производства.

Хотелось бы подчеркнуть, что экономика раз­витых стран прошла этот путь давно под влияни­ем развитой конкуренции, на основе проведен­ной модернизации производства, внедрения вы­сокопроизводительного оборудования, передо­вых технологий и материалов. Сложились устойчивые кооперационные связи при высокой степени специализации. А это значит, что осу­ществляется жесткое планирование производ­ственного процесса, включая управление, орга­низацию отношений, поставок, логистику. При этом государственные органы власти обеспечи­ли этот процесс путем создания благоприятных условий для бизнеса любого уровня и направ­ления. В настоящее время кризис в этих стра­нах сказывается не в меньшей, если не в боль­шей, степени, чем в России. Однако, когда кри­зис пойдет на спад, экономика развитых стран продолжит свое развитие, имея мощный потен­циал высокоразвитого производства и устойчи­вые кооперационные связи между заказчиками и поставщиками продукции.

В нашей стране в 90-е годы прошлого века в значительной степени были утрачены отрасле­вые и межотраслевые связи, нарушены коопе­рационные отношения, не были созданы усло­вия для обоснованной специализации производ­ства. И только сейчас в условиях мирового кри­зиса мы спохватились, пытаясь создать новую систему производственных отношений.

Остановимся кратко на некоторых вопро­сах, имеющих решающее значение для сохра­нения и развития промышленного потенциала предприятий.

Законодательное обеспечение. Прежде всего, это разработка и принятие Закона о про­мышленной политике государства. Внятной по­литики у нас сейчас нет. Необходим закон, увя­зывающий все вопросы налогового, тарифного, таможенного регулирования, условия, объемы и способы оказания реальной финансовой под­держки производителей. Нужна жесткая регла­ментация полномочий чиновников. В статье уже приводились конкретные примеры (тарифы и штрафы энергетиков, снижение таможенных пошлин на импортное оборудование, не выпус­каемое в России, снижение или отмена НДС для машиностроительных предприятий).

Помощь от государственных органов вла­сти (антикризисные документы Правительства России, поддержка промышленных предприятий на региональном уровне. В частности, Прави­тельством Санкт-Петербурга созданы Агентство по развитию малого бизнеса и Агентство по про­мышленным инвестициям).

Расчет на собственные силы предприятий и использование помощи различных ассоциа­ций, союзов, саморегулируемых организаций и других негосударственных образований в вос­создании кооперационных связей с учетом от­раслевой специализации крупного, среднего и малого бизнеса. Например, программа Россий­ской ассоциации «Станкоинструмент», деятель­ность POP «Союз промышленников и предпри­нимателей СПб» - анализ состояния промышленности, содействие в получении заказов, про­ведение опросов и предоставление обобщен­ных материалов в антикризисный комитет, ко­торым руководит вице-губернатор Санкт-Петер­бурга М.Э. Осеевский.

Развитие кооперации и аутсорсинга, пре­дусматривающих более активное использова­ние работающих отраслевых и межотраслевых бирж деловых контактов и субконтрактов. Сюда же можно отнести и создание инновационно-технологического и информационного класте­ра в СПб (ОАО «Звезда»), а также общедоступ­ных центров обработки с уникальным оборудо­ванием. Отдельная роль отводится технико-вне­дренческим и производственным особым эко­номическим зонам и технопаркам.

Существенная активизация деятельности самих предприятий по внедрению новых прин­ципов организации производства, поднятия куль­туры производства, выделение средств на мо­дернизацию оборудования и технологий, хотя бы 5 % от выручки.

Применение режимов ресурсо- и энерго­сбережения. Например, обеспечение оптималь­ных тепловых режимов работы оборудования и помещений путем установки инфракрасных дат­чиков и изолирования помещений. Как показы­вает опыт, в этом случае можно добиться эконо­мии до 30~40 % энергии.

Отсечение всего лишнего. Нельзя у себя иметь все виды обеспечивающих оборудования и технологий. Например, отказ от своей доро­гостоящей гальваники; если можно, осуществить переход от хромирования к никелированию и многое другое.

В решении обсуждаемых проблем имеют большое значение необходимость и возмож­ность сотрудничества с ведущими зарубежны­ми компаниями. Они идут на российский ры­нок. У них промышленность практически исчер­пала возможности снижения издержек и сто­имости продукции, в частности автомобильной, а развитие существующих и создание новых мощностей весьма ограничены. Плюс пробле­ма экологии. Они могут помочь и предлагают нам пройти путь подготовки заводов для нала­живания современного производства с исполь­зованием различных схем, вплоть до создания совместных предприятий. Они могут принести с собой заказы, помочь сертифицировать менед­жмент и производство по требованиям запад­ных заказчиков. К сожалению, далеко не все наши предприятия готовы к таким совместным работам. Их руководители говорят: «Дайте нам заказы, чертежи и мы наладим производство». Наши умельцы сделают, нет сомнений. Но это противоречит принятым за рубежом отношени­ям «заказчик-поставщик». Им надо, чтобы был налажен жесткий повторяемый процесс массо­вого производства с минимальными издержками, в том числе из-за брака продукции. Здесь главный критерий - качество/стоимость массо­вого производства. Союз литейщиков много ра­ботает с зарубежными компаниями именно в этом направлении. Мы готовы сотрудничать с любыми предприятиями машиностроительного профиля России, Санкт-Петербурга и зарубеж­ных стран.

Изложенные материалы представляют собой лишь часть проблемных направлений в работе промышленных предприятий города в целом и Союза литейщиков, в частности. Их перечень может быть расширен и конкретизирован со­вместными усилиями городских властей, СПП СПб, союзов и ассоциаций различных направ­лений профессиональной деятельности для по­вышения эффективности промышленного потен­циала города в трудный период экономического кризиса. Некоммерческое партнерство «Союз литейщиков Санкт-Петербурга» готово внести свой вклад в решение задач, сформулирован­ных губернатором города В.И. Матвиенко в док­ладе на Президиуме POP «Союз промышлен­ников и предпринимателей» 1 1 декабря 2008 года по преодолению кризисных явлений в эко­номике и промышленности города.

В заключение можно сказать, что финансо­во-экономический кризис должен, наконец, за­ставить государство, промышленное сообщество и бизнес любого направления и масштаба пре­кратить иждивенчество за счет ренты, получае­мой от продажи природных ресурсов. Необхо­димо научиться жить по средствам, экономно и рационально использовать имеющийся потен­циал (творческий, технологический, энергетичес­кий и др.), мыслить масштабно и современными категориями, если мы хотим стать в один ряд с наиболее развитыми странами мира.

 

Межотраслевой информационно-аналитический журнал "Индустрия"

№2 (59)/2009