Некоторые аспекты деятельности промышленных предприятий в кризисный период: проблемы и возможности
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
ЕВСЕЕВ В.И., к.т.н., президент Некоммерческого партнерства «Союз литейщиков Санкт-Петербурга»
Правительство Санкт-Петербурга (Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитет по внешним связям, Комитет по занятости населения и др.), Союз машиностроителей России, POP «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» принимают ряд мер, направленных на поддержание и развитие делового климата в регионе путем реализации различных программ. Однако объективные и субъективные трудности в существующих отношениях внутри сообщества промышленных предприятий, пассивность большинства из них в налаживании контактов с органами государственной власти, а также недостаточно комплексный подход к формированию промышленной политики не позволяют достаточно эффективно преодолевать негативные тенденции, сложившиеся в экономике.
Для преодоления барьеров, препятствующих активному взаимодействию власти и промышленного бизнеса, правительством города к работе с предприятиями активно привлекаются профессиональные отраслевые союзы и ассоциаций, другие общественные объединения и организации. В частности, в «Союз литейщиков Санкт-Петербурга» входят около 50 предприятий и организаций, представляющих весь спектр промышленной деятельности в литейно-механической сфере машиностроения, транспорта, энергетики, городского хозяйства. В состав членов Союза, кроме предприятий нашего города, входят и организации из других регионов России и зарубежных стран (Швеция, Финляндия, Украина].
Анализ сложившейся ситуации в конце прошлого - начале текущего года позволил Союзу литейщиков Санкт-Петербурга сформулировать некоторые обобщенные данные, характеризующие положение литейно-механических производств в настоящее время.
1. В России промышленность и, в частности, машиностроение находятся в трудном положении. За годы благополучного финансового состояния экономики (последние 10 лет) не была произведена модернизация промышленного потенциала. Государство не помогло создать необходимые условия для его развития, о владельцы и руководители заводов мало об этом думали, использовали ресурсы и финансы для других, а иногда и для личных целей. Да и сегодня нередки случаи непрофессионализма руководителей, когда принимаются необоснованные стратегические решения по развитию предприятий и делаются неоптимальные тактические шаги по их повседневной деятельности. Заметна привычка мыслить старыми шаблонами периода, когда государство решало все вопросы.
Предприятия литейно-механического профиля как производства, обеспечивающие машиностроительный комплекс, городское хозяйство, транспорт и другие сферы экономики в течение многих последних лет испытывали типичные для российской промышленности трудности. К ним можно отнести недостаточную загрузку мощностей, дефицит рабочих кадров (особенно литейных и станочных специальностей), отсталость технической и технологической оснащенности производства, сложности кредитования своей деятельности и ряд других. Необходимо отметить, что литейное производство как один из важных видов металлообрабатывающего и заготовительного производства для машиностроения за последние 15 - 20 лет претерпел существенное снижение уровня своего технического и технологического оснащения, культуры производства и качества продукции (см., например, Евсеев В.И.: «Надо лить металл на «свою мельницу». «Индустрия», №1, 2009 г. стр. 41-43). Особенно это заметно в сравнении с современными возможностями литейных производств в ведущих странах мира. Такое положение неизбежно приводит к потере конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения на мировых рынках.
2. Наиболее остро перечисленные сложности проявились в четвертом квартале 2008 года и в начале 2009 года в связи с разразившимся мировым финансово-экономическим кризисом. Тем не менее, руководители предприятий делали и делают все возможное, чтобы выполнить имеющиеся обязательств и обеспечить загрузку производства новыми заказами. Однако, сделать это в полном объеме оказалось практически невозможным, поскольку предприятия находятся в цепи кооперационных связей с заказчиками и поставщиками, которые, в свою очередь, испытывали не меньшие трудности, в том числе, по оплате выполненных заказов.
Ряд предприятий, выполнивших свои договорные обязательства, не смогли отгрузить произведенную продукцию из-за задержек ее оплаты со стороны заказчика. Подготовленные на новый год договора остались незаключенными. Многие заводы начали свою работу после новогодних каникул, не имея оформленных заказов. Это нарушает осуществление финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Подобные факты вызывают определенное недоумение, поскольку большинство заказчиков относятся к крупным субъектам экономической деятельности общегосударственного уровня, такие, как ОАО «Российские железные дороги», предприятия топливно-энергетического комплекса, судостроительной промышленности и т.д.
Провозглашенная готовность осуществить государственную поддержку подобных системообразующих предприятий со стороны правительства страны вселяет надежду на возможность скорого преодоления негативных последствий кризиса. Однако большинство средних и малых предприятий вынуждены самостоятельно решать проблемные вопросы.
3. Наблюдается резкое сокращение количества заказов на производство литейной продукции и проведение ее механической обработки, что вынуждает руководителей сокращать сотрудников предприятий. Однако дефицит квалифицированных работников в основных производственных подразделениях и опасность их потерять для выполнения будущих заказов заставляет руководителей принимать все известные и доступные меры по сохранению работающего персонала (сокращение длительности рабочеей недели и рабочего дня, предоставление неоплачиваемых отпусков по согласованию с работниками). Благодаря принятым мерам, большинству предприятий пока удается избежать массовых увольнений своих сотрудников. В свою очередь, сотрудники, понимая сложившуюся ситуацию, соглашаются на проведение руководством ряда мероприятий, лишь бы не потерять рабочие места.
4. Одним из путей обеспечения работоспособности предприятий является диверсификация их производства на основе поиска востребованной продукции, заказов на нее и освоения серийного изготовления. Для этого необходимы расширение производственных мощностей, закупка необходимого оборудования на приемлемых условиях и финансовое обеспечение работ. По общему признанию экономистов и руководителей промышленности, время кризиса предоставляет такую возможность: поддержать производство и заложить основу будущего успеха в кооперации с другими партнерами и потенциальными заказчиками.
Многие предприятия обращаются в Союз литейщиков Санкт-Петербурга с просьбой помочь найти заказы, используя сложившиеся у Союза связи, в том числе и с зарубежными партнерами. Союз литейщиков делает все возможное, чтобы помочь предприятиям в получении производственных заказов, в информационной поддержке их работы, способствует поиску и реализации подобных проектов на предприятиях, не только входящих в состав Союза, но и из других регионов России.
5. Условия энергетического обеспечения работы предприятий со стороны монополистов-энергетиков даже в благополучные времена весьма нелегкие (тарифы, время и объемы предоставления и использования ресурсов), в кризисный период приобретают почти неприемлемый характер для многих предприятий. Речь идет о жесткой регламентации поставки и использования энергетических ресурсов (электричество и газ) как по времени (время суток, неделя, месяц), так и по объемам расходования. Одинаково сурово караются штрафными санкциями как недоиспользование заявленных ресурсов электроэнергии и газа, так и их перерасход. В условиях нестабильности загрузки производственных мощностей, уменьшения сменности работы плавильных печей и станочного парка, резких колебаний погодных условий (что очень важно для литейщиков), практически не- возможно выдержать регламент использования заявленных энергоресурсов. Такой подход делает производство нерентабельным и неконкурентоспособным на рынке литейно-механической и машиностроительной продукции. Кроме того, необоснованные, по нашему мнению, штрафные санкции изымают из финансового оборота миллионы рублей, которые могли бы быть направлены на переоснащение производств. Органы государственной власти, осуществляющие тарифное регулирование цен и порядка использования энергетических ресурсов, должны обеспечить приемлемые условия функционирования промышленных предприятий, особенно в кризисный период.
В последние годы ряд предприятий стал осуществлять модернизацию производства как за счет своих средств, так, в основном, за счет различных кредитов (отечественных и зарубежных). Было заказано современное (большей частью зарубежное) оборудование и технологии для внедрения на своих заводах. Однако кризис застал этот процесс на многих предприятиях на разных стадиях его реализации. Кредитные линии стали недоступными, заказы и поставки оборудования остановились, процесс модернизации оказался под угрозой срыва. Предприятия столкнулись с реальной угрозой оказаться несостоятельными, со всеми вытекающими последствиями. Государство могло бы оказать реальную помощь в соответствии с провозглашенным правительством страны намерением, однако механизм такой помощи большей частью или не разработан, или недоступен для предприятий. Получить же банковский кредит на приемлемых условиях в период кризиса практически невозможно. Имеются обращения к Союзу литейщиков Санкт-Петербурга со стороны предприятий с просьбой помочь найти инвесторов (в том числе зарубежных) для получения средств и завершения процесса переоборудования их производств.
В сложившейся ситуации руководители промышленных предприятий критически и болезненно воспринимают тарифную политику государства по отношению к взиманию госпошлин за импортируемые технику и оборудование по заключенным до кризиса договорам поставки. Закупаемые за рубежом техника и оборудование предназначены для перевооружения и модернизации машиностроительных заводов и литейно-механических цехов. Речь идет об импорте оборудования, не производимого в России. В то же время для предприятий нефтегазового комплекса страны введены льготы на подобные закупки техники за рубежом. Введение льгот или полная отмена пошлины на импортное оборудование помогло бы предприятиям уменьшить потребности в кредитах и расплатиться за поставляемое оборудование из собственных оборотных средств и из прибыли.
Многолетнее невнимание со стороны государства к проблемам промышленности, в частности, машиностроения, привели к стойкому недоверию со стороны предприятий к каким-либо мероприятиям, предлагаемым органами власти. По нашему мнению, этим фактом наряду с другими, можно объяснить низкий уровень активности, который проявляют предприятия малого бизнеса по отношению к городским программам развития малого предпринимательства (и не только малого). Это касается, в частности, возможности кредитования, получения субсидирования на частичное покрытие расходов различных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства (проценты по кредитованию, подключение к электросетям, сертификация, аутсорсинг, участие в выставках и др.), программ содействия подготовке кадров. Преодоление такого негативного фактора в отношениях власти и промышленного бизнеса лежит, по нашему мнению, в настойчивой, кропотливой и длительной совместной деятельности всех участников организации промышленного производства с наращиванием и пропагандой положительного опыта.
9. Одним из важных направлений развития промышленного потенциала нашего города в последнее время выступает производство легковых автомобилей на сборочных заводах ведущих мировых марок. Серьезной проблемой является локализация производства автокомпонентов для обеспечения работы существующих и строящихся сборочных автомобильных заводов. С целью содействия этому процессу правительством города учреждена и активно функционирует Санкт-Петербургская Ассоциация производителей автокомпонентов. Союз литейщиков Санкт-Петербурга подключился к решению задачи по локализации производства автокомпонентов в прошедшем году. В проведении ряда мероприятий в этом направлении большую помощь и поддержку нашему Союзу оказывает Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. Вслед за производителями автомобилей зарубежных марок в наш город потянулись и поставщики автокомпонентов из многих стран Европы. Они заинтересованы в создании подобных заводов в России и Санкт-Петербурге с проведением сертификации по международным стандартам. Однако наши литейно-механические предприятия по многим показателям не готовы в настоящее время стать официальными поставщиками. Тем не менее, существуют возможности создания новых и переоснащения ряда существующих заводов, выразивших желание пойти по этому пути развития. Экономические оценки выгоды от работы таких литейных предприятий по производству автокомпонентов показывают их высокую потенциальную эффективность для экономики города. С целью реализации этой возможности необходима организационная и финансовая помощь государственных органов власти и субъектов крупного промышленного бизнеса.
10. Проблема кадрового обеспечения во всех звеньях промышленного производства остро ощущается практически на всех предприятиях города. Особенно остро она стоит в сфере пополнения рядов рабочих литейных и станочных специальностей. Разрушение существовавшей системы профессионально-технического образования, инициатором и лидером которой был наш город, нарушил процесс воспроизводства специалистов с начальным и средним профессиональным образованием. В настоящее время в нашем регионе достаточно эффективно и на высоком уровне работает практически одно учебное заведение подобного профиля, а именно, Санкт-Петербургский политехнический колледж, находящийся в г. Колпино, который готовит специалистов более чем 100 рабочих пециальностей. Он как член Союза литейщиков помогает пополнять ряды литейщиков и станочников для наших заводов. Имеются различные схемы подготовки рабочих и среднего персонала по заказу предприятий. Однако возможности колледжа не смогут удовлетворить потребности даже нашего города, не говоря уже о других регионах. Правительство города принимает ряд мер, призванных помочь подготовке достойной смены молодых рабочих и переподготовке работающих на производствах. Для этого существуют различные программы (например, «Перечень мероприятий по развитию системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге в 2005-2008 годы», «О программе развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы»). Однако принимаемые меры государственной поддержки явно недостаточны для пополнения рабочих рядов города. Представляется, что необходимо возрождение государственной системы начального и среднего профессионального образования с учреждением сети современных учебных заведений, оснащенных учебно-лабораторной и производственной базой. Необходима система профориентации молодежи, поднятие престижа рабочих специальностей на заводах в противовес неестественно высокому нынешнему престижу юристов, экономистов, банковских и офисных работников, агентов по недвижимости и прочих торговых и обслуживающих компаний. Союз литейщиков СПб ведет переговоры с рядом зарубежных партнеров (Швеция, Италия) с целью создания в нашем регионе специализированного учебного центра литейного производства. Потребность в рабочих кадрах-литейщиках очень высока. Правительство города могло бы оказать существенную помощь и поддержку в реализации такого проекта.
11. Одним из путей загрузки и поддержки предприятий является размещение госзаказа для городских нужд. Усилиями КЭРППиТ проводятся многие мероприятия для организации этого процесса, начиная от законодательной базы и заканчивая проведением круглых столов и анкетирования предприятий для улучшения столь важного вида предпринимательства для нормальной жизни города. Однако и в этом вопросе у предприятий существует большая инерционность и предубежденность по ряду известных объективных и субъективных причин. Для активизации данного направления представляется целесообразным, чтобы городские власти при участии отраслевых союзов и ассоциаций расширили сферы деятельности, в которых можно было бы выдавать и размещать заказы, в частности, для предприятий литейно-механического профиля. Это касается нужд городского автомобильного и автобусного парка, техники и средств дорожного хозяйства городского электротранспорта, метрополитена, объектов «Водоканала», строительства и ремонта зданий и сооружений, мостов и путепроводов и многих других объектов. Здесь также требуется определенная координационная деятельность между различными ведомствами в масштабах города.
12. Проблема снижения производственных издержек - одна из ключевых в современных условиях кризиса. К сожалению, владельцы и руководители промышленных предприятий мало уделяют внимания энерго- и ресурсосбережению в технологическом процессе и в повседневной деятельности. Стремление иметь у себя все виды оборудования, обеспечивающие подразделения и непрофильные производства приводит к неоправданным затратам. Из-за устаревших технологий, низкого качества сырья и материалов, низкой культуры производства высок процент брака.
Эта актуальная тема активно обсуждалась на заседании Инженерного клуба, которое проводилось в рамках деловой программы Петербургской технической ярмарки 11 марта этого года. Как показывает практика, сегодня целесообразно отказаться от ряда «лишних» на текущий момент технологических операций и активно использовать режим аутсорсинга, то есть возможности передать заказы другим исполнителям. В целом же приходится констатировать, что в нашей промышленности очень слабо используются возможности кооперационных связей и обоснованной специализации производства.
Хотелось бы подчеркнуть, что экономика развитых стран прошла этот путь давно под влиянием развитой конкуренции, на основе проведенной модернизации производства, внедрения высокопроизводительного оборудования, передовых технологий и материалов. Сложились устойчивые кооперационные связи при высокой степени специализации. А это значит, что осуществляется жесткое планирование производственного процесса, включая управление, организацию отношений, поставок, логистику. При этом государственные органы власти обеспечили этот процесс путем создания благоприятных условий для бизнеса любого уровня и направления. В настоящее время кризис в этих странах сказывается не в меньшей, если не в большей, степени, чем в России. Однако, когда кризис пойдет на спад, экономика развитых стран продолжит свое развитие, имея мощный потенциал высокоразвитого производства и устойчивые кооперационные связи между заказчиками и поставщиками продукции.
В нашей стране в 90-е годы прошлого века в значительной степени были утрачены отраслевые и межотраслевые связи, нарушены кооперационные отношения, не были созданы условия для обоснованной специализации производства. И только сейчас в условиях мирового кризиса мы спохватились, пытаясь создать новую систему производственных отношений.
Остановимся кратко на некоторых вопросах, имеющих решающее значение для сохранения и развития промышленного потенциала предприятий.
Законодательное обеспечение. Прежде всего, это разработка и принятие Закона о промышленной политике государства. Внятной политики у нас сейчас нет. Необходим закон, увязывающий все вопросы налогового, тарифного, таможенного регулирования, условия, объемы и способы оказания реальной финансовой поддержки производителей. Нужна жесткая регламентация полномочий чиновников. В статье уже приводились конкретные примеры (тарифы и штрафы энергетиков, снижение таможенных пошлин на импортное оборудование, не выпускаемое в России, снижение или отмена НДС для машиностроительных предприятий).
Помощь от государственных органов власти (антикризисные документы Правительства России, поддержка промышленных предприятий на региональном уровне. В частности, Правительством Санкт-Петербурга созданы Агентство по развитию малого бизнеса и Агентство по промышленным инвестициям).
Расчет на собственные силы предприятий и использование помощи различных ассоциаций, союзов, саморегулируемых организаций и других негосударственных образований в воссоздании кооперационных связей с учетом отраслевой специализации крупного, среднего и малого бизнеса. Например, программа Российской ассоциации «Станкоинструмент», деятельность POP «Союз промышленников и предпринимателей СПб» - анализ состояния промышленности, содействие в получении заказов, проведение опросов и предоставление обобщенных материалов в антикризисный комитет, которым руководит вице-губернатор Санкт-Петербурга М.Э. Осеевский.
Развитие кооперации и аутсорсинга, предусматривающих более активное использование работающих отраслевых и межотраслевых бирж деловых контактов и субконтрактов. Сюда же можно отнести и создание инновационно-технологического и информационного кластера в СПб (ОАО «Звезда»), а также общедоступных центров обработки с уникальным оборудованием. Отдельная роль отводится технико-внедренческим и производственным особым экономическим зонам и технопаркам.
Существенная активизация деятельности самих предприятий по внедрению новых принципов организации производства, поднятия культуры производства, выделение средств на модернизацию оборудования и технологий, хотя бы 5 % от выручки.
Применение режимов ресурсо- и энергосбережения. Например, обеспечение оптимальных тепловых режимов работы оборудования и помещений путем установки инфракрасных датчиков и изолирования помещений. Как показывает опыт, в этом случае можно добиться экономии до 30~40 % энергии.
Отсечение всего лишнего. Нельзя у себя иметь все виды обеспечивающих оборудования и технологий. Например, отказ от своей дорогостоящей гальваники; если можно, осуществить переход от хромирования к никелированию и многое другое.
В решении обсуждаемых проблем имеют большое значение необходимость и возможность сотрудничества с ведущими зарубежными компаниями. Они идут на российский рынок. У них промышленность практически исчерпала возможности снижения издержек и стоимости продукции, в частности автомобильной, а развитие существующих и создание новых мощностей весьма ограничены. Плюс проблема экологии. Они могут помочь и предлагают нам пройти путь подготовки заводов для налаживания современного производства с использованием различных схем, вплоть до создания совместных предприятий. Они могут принести с собой заказы, помочь сертифицировать менеджмент и производство по требованиям западных заказчиков. К сожалению, далеко не все наши предприятия готовы к таким совместным работам. Их руководители говорят: «Дайте нам заказы, чертежи и мы наладим производство». Наши умельцы сделают, нет сомнений. Но это противоречит принятым за рубежом отношениям «заказчик-поставщик». Им надо, чтобы был налажен жесткий повторяемый процесс массового производства с минимальными издержками, в том числе из-за брака продукции. Здесь главный критерий - качество/стоимость массового производства. Союз литейщиков много работает с зарубежными компаниями именно в этом направлении. Мы готовы сотрудничать с любыми предприятиями машиностроительного профиля России, Санкт-Петербурга и зарубежных стран.
Изложенные материалы представляют собой лишь часть проблемных направлений в работе промышленных предприятий города в целом и Союза литейщиков, в частности. Их перечень может быть расширен и конкретизирован совместными усилиями городских властей, СПП СПб, союзов и ассоциаций различных направлений профессиональной деятельности для повышения эффективности промышленного потенциала города в трудный период экономического кризиса. Некоммерческое партнерство «Союз литейщиков Санкт-Петербурга» готово внести свой вклад в решение задач, сформулированных губернатором города В.И. Матвиенко в докладе на Президиуме POP «Союз промышленников и предпринимателей» 1 1 декабря 2008 года по преодолению кризисных явлений в экономике и промышленности города.
В заключение можно сказать, что финансово-экономический кризис должен, наконец, заставить государство, промышленное сообщество и бизнес любого направления и масштаба прекратить иждивенчество за счет ренты, получаемой от продажи природных ресурсов. Необходимо научиться жить по средствам, экономно и рационально использовать имеющийся потенциал (творческий, технологический, энергетический и др.), мыслить масштабно и современными категориями, если мы хотим стать в один ряд с наиболее развитыми странами мира.
Межотраслевой информационно-аналитический журнал "Индустрия"
№2 (59)/2009