Комментарии к законопроекту «О торговле в Российской Федерации»

13 июля 2009 года на заседании президиума правительства РФ был рассмотрен законопроект «О торговле», который 15 июля должен быть передан на утверждение в Госдуму. Данный законопроект, разрабатываемый в общей сложности более двух лет, представляет собой некий гибрид из предложений минпромторга и проекта депутатов Госдумы, созданного при участии экспертов Ассоциации отраслевых союзов АПК АССАГРОС. Настоящий законопроект «О торговле», получивший одобрение правительства, одни эксперты считают победой риэлтеров над агросектором, другие - достижением компромисса интересов. Оценку законопроекта, отражающую точку зрения  Союза предприятий пищевой промышленности Санкт-Петербурга, выразил его вице-президент - исполнительный директор  Игорь Филиппович Подлипенцев.

По мнению Союза пищевиков проект закона "О торговле в Российской Федерации", подготовленный Правительством РФ, вобрал в себя так много пожеланий представителей торговли, что его принятие приведет не к улучшению, а к ухудшению положения отечественных предприятий АПК. В нынешнем виде законопроект не выполняет своей главной задачи: установления справедливых правил работы в цепочке "сельхозпроизводитель-переработчик-торговля-потребитель". Навязываемые торговыми сетями для АПК кабальные условия предлагается закрепить Федеральным законом.

Во-первых, гарантия свободного доступа на рынок отечественным производителям продовольствия (п.1 ст.17) не имеет прописанного в Законе механизма реализации. Это означает, что заключать или не заключать договоры с теми или иными поставщиками сети будут исходя из исключительно узких собственных интересов. А их интересы по-прежнему будут кардинально расходиться с Концепцией продовольственной безопасности.

Во-вторых, гигантские поборы торговцев в виде разнообразных бонусов и необоснованных отсрочек платежа не только не запрещаются законодательно, но и легализуются. Из каких соображений оплата за товар со сроком годности 72 часа будет производиться через 14 (для еще не утвержденного списка товаров) или даже через 30 дней? Скоропортящиеся товары, как правило, поставляются в сеть ежедневно. Значит, месячный объем продаж в сетях по-прежнему будет бесплатным кредитом за счет поставщика. Но предприятия АПК сами работают на кредитных средствах. Проценты, уплачиваемые ими банкам, составляют колоссальные суммы, и частично компенсируются со стороны государства. Таким образом, государственная поддержка агропрому незаметно превращается в помощь торговым сетям! Невиданный размах, с которым разрослись сетевые магазины по всей стране, имеет очевидный финансовый фундамент: бессрочные и беспроцентные кредиты от поставщиков и бонусы. Бонусы давно стали главным занятием сетевиков. Многие закупщики прямо признавали: "Мы должны забрать у вас всю вашу прибыль!" К сожалению, квалификации не всегда хватало, чтобы эту прибыль грамотно рассчитать и тогда забирали и амортизацию, и оборотные средства, и средства на посевную, и на корма и т.п. Главным ожиданием отрасли от нового закона был законодательный запрет этого безобразия. Бонусы должны быть запрещены в любом виде! Увы, в новом законопроекте "воз и ныне там". Если законодательно признаются платежи за объем продаж - все те же поборы будут взиматься "за объем продаж". Отмена поборов не состоялась.

Это основные, хотя далеко  не полные претензии к законопроекту. Ощущение многолетней борьбы за каждый его пункт со стороны реального сектора экономики не снимает поставленных вопросов. Его нельзя даже принять за основу. Тем более, что в Государственную Думу группой депутатов во главе с И.Яровой внесен полностью адекватный законопроект «Об организации торговой деятельности на потребительском рынке». Считал бы правильным и важным учесть мнение АПК при рассмотрении законопроекта депутатами Государственной Думы при I чтении.