КРУПНЫЙ БИЗНЕС ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ОБДЕЛЕННЫМ

 

О ходе реализации  закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

По итогам  пресс-конференции  СПП СПб от  23.07.2009 г. «Защита прав малого бизнеса. Закон в действии».

Екатерина Владимировна Миришова, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле Прокуратуры Санкт-Петербурга:

Толчком для создания при прокуратуре Санкт-Петербурга нового отдела,  послужил закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступивший в силу с  1 мая этого года.  Отдел, начавший работу 20 апреля 2009 года,   призван защищать права субъектов предпринимательства не только малого и среднего, но и крупного бизнеса. И хотя три месяца - небольшой срок для подведения итогов, можно отметить некоторые моменты правоприменительной практики нового закона.

У прокуратуры города в соответствии с законом прибавилось и новых полномочий и новых обязанностей. Теперь прокуратура занимается  согласованием выездных внеплановых проверок предприятий малого и среднего бизнеса органами государственного надзора - всего на территории города их  42, из которых 10 окружных. 28 апреля на рабочей встрече был выработан механизм согласования внеплановых проверок. Контролирующая организация обращается  в прокуратуру с заявлением  о согласовании проведения выездной внеплановой  проверки,  распоряжение о проверке и прикладывает целый пакет документов для ее обоснования. За 3 месяца в органы прокуратуры поступило  305 заявок на проведение внеплановой проверки, на которые было выдано 90 решений об отказе и 215  - о согласовании. Среди причин отказа были: отсутствие оснований для  проведения проверки, несоблюдение требований к оформлению  решения о проведении проверки, отсутствие прилагаемых документов. В процессе рассмотрения заявки,  выясняется, не анонимны ли заявления. Зачастую, серьезная путаница происходит между региональными и федеральными органами контроля, которые хотят проверять одну и ту же организацию. Часто в заявках указывают с нарушениями сроки проверок, не звучат фамилии должностных  лиц, проводящих проверку, не указывается  административный  регламент, используемый при проверке. Все эти моменты прокуратурой четко отслеживаются. Более того, когда проверка состоялась, в прокуратуру передается акт  проверки. И здесь начинается  второй этап контроля - адекватность проверки и мер, принятых к предпринимателю.

На сегодняшний день сотрудники прокуратуры сталкиваются с невообразимым количеством проблем, связанным с толкованием закона. Безусловно, он будет дорабатываться разработчиками.  Интересен тот факт, что крупный бизнес почувствовал себя обделенным и высказал пожелание, чтобы закон распространялся и на него.  Для работы прокуратуры очень важно участие общественных организаций, от которых они получают много полезной информации: раз в квартал при прокуратуре города собирается Общественный совет, ежемесячно -  рабочая группа. Но за 3 месяца ко мне на личный прием пришли только 2 предпринимателя. Возможно, они опасаются визита в прокуратуру, но для эффективной работы нам просто необходима постоянная информация извне. Прием проводится каждый вторник с 9 до 10 часов по адресу: Исаакиевская пл. 9/2, т.314-92-80.

Елена Отариевна Церетели, председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, член СПП СПб.

Важным фактором снижения административного бремени является надзор за проведением проверок. В преддверии выхода 294 закона, Общественный совет создал оперативно-юридическую службу, которая работает только на такой контроль. Служба работает на бюджетной основе и, хотя имеется возможность ее расширения, пока обходится силами двух сотрудников. За 2,5 месяца в оперативно-юридическую службу поступило порядка 150 звонков. В 60-ти случаях  правонарушителями были правоохранительные органы. Сотрудники милиции зачастую не предоставляют удостоверение и не имеют предписания о проверке. Часто их визит к предпринимателю происходит в конце рабочего дня, когда невозможно выяснить в отделении милиции, случайно ли он зашел в компанию или направлен с проверкой.  Такое количество правонарушений со стороны этой категории контроллеров вызвано  отсутствием ответственности за такие проступки. Нужно отметить, что   294 Федеральный закон не распространяется на органы МВД, а также на общественные объединения. В отношении остальных контроллеров есть ощущение, что 294 закон воспринимается, люди подготовлены. Основные нарушения здесь - это когда помимо поставленной в акте задачи  проверяется еще 2-3 темы. Важно, что как только предприниматель начинает говорить по телефону со специалистом, тут же характер проверки меняется. Иногда и предприниматели ведут себя излишне агрессивно. При этом остается еще 40 % случаев, когда нарушителями являются сами предприниматели. Здесь стоит отметить, несовершенство нашего законодательства, провоцирующего нарушения.

С  «хроническими» проблемами в Общественном совете работает отдельный юрист.  Когда  мы видим, что права предпринимателя при проверке  нарушены, мы обращаемся в соответствующие комитеты, управления и в 60% получаем положительные результаты. Это говорит о том, что механизмы, позволяющие контролировать проверки, уже существовали, но не использовались. Общественный совет планирует проводить бесплатные образовательные семинары по правам и обязанностям сторон  в контексте 294 ФЗ. Мы  рассчитывает, что бюджет на содержание юридической службы в следующем году будет увеличен. Тогда  возможно будет открыть юридическую службу не только в Центральном районе и  оперативно выезжать на объекты.   Телефон оперативно-юридической службы 914-70-14, время работы с 9 до 20 часов.

Алексей Николаевич Третьяков, председатель Совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, член СПП СПб:

Существует стереотип - проверки опасны и неприятны их коррупционной составляющей. Мы,  как Ассоциация малого бизнеса в сфере потребительского  рынка - самого скандального сектора розничной торговли,  видим опасность проверок, как инструмента  рейдерства, давления, уничтожения.   Особенность нашей городской системы в том, что фактически  районные службы - МЧС, Роспотребнадзор и другие - находятся в оперативном управлении районных администраций. Главная проблема в том, что проверки здорово осложняют жизнь нелюбимым предпринимателям. Не понравился главе района объект - и на него сыпятся проверки. Парадоксально, но нелюбимыми (отказывающимися осуществлять благотворительную помощь на нужды администрации и т.д.) оказываются самые законопослушные предприниматели. Таким образом,  разрушаются  зачатки гражданского общества.

По нашему ощущению, ситуация с проверками в городе в последнее время значительно улучшилась. В этом мы видим огромную роль прокурорских работников. Если раньше мы знали, что прокуратура просто есть, то теперь оттуда идет помощь. Общественный совет по малому бизнесу при прокуратуре помогает сохранить многие предприятия. Но в городе еще много «горячих точек», таких как  Хасанский рынок, торговый рынок у Старой деревни, Апраксин двор, которые нуждаются в контроле со стороны прокуратуры.

Владимир Николаевич Денисов, генеральный директор ООО «Леккер», член СПП СПб:

Компания «Леккер» была зарегистрирована в 2001 году. Ее продукция медицинского назначения - фломастеры с зеленкой и йодом.  Такая практичная упаковка позволяет использовать препараты даже в невесомости, и продукция компании входит в аптечку космонавтов. В 2005 году  Росздравнадзор распространил информационное письмо о том, что компания «Леккер» нарушает закон о лицензировании, хотя с 2002 года эта продукция лицензированию не подлежит. ООО «Леккер» подал в суд и выиграл его, но на борьбу с чиновниками Росздравнадзора ушел год. Когда компания заработала снова, то пришлось задуматься о понесенных убытках. В 2007 году компанией был подан иск на возмещение ущерба. Он прошел 3 инстанции кассационного суда, который подтвердил выплату из бюджета 13 млн. рублей. Таким образом, все мы, налогоплательщики оплачиваем некомпетентность некоторых чиновников. Несмотря на это специалист, издавший, прямо скажем, рейдеровское указание,  и ныне продолжает работать в Росздравнадзоре. Более того, он находит поддержку у начальника своего юридического отдела, настаивая, что продукция будет изъята.  Компанию не оставляют без внимания - за июль месяц Леккер посетили 2 проверки с внушительным составом контролирующих лиц - сотрудников ОБЭП, МВД, Росздравнадзора из Санкт-Петербурга и Москвы.  Проверки, организованные с таким размахом,  осуществлялись по постановлению о проведении оперативно-розыскных мероприятий и  по заявлению гражданина о нарушении его прав потребителя. Причем заявление поступило из Самары, где располагается аналогичное производство.  В этой непростой для компании ситуации прокуратура города оказала всяческое содействие, дала необходимые разъяснения.

Виктор Николаевич Иванов, первый вице-президент, генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга:

В работе Союза имеется достаточно примеров, когда проверки буквально душат предприятия. Так директор одного магазина за год подвергся 68 проверкам - и все они были неправомерными! Предприниматель, пришедший в Союз с желанием отрыть свое дело и получивший помощь, завоевав 7% рынка города по своему продукту, вынужден был капитулировать в том числе и перед натиском контролирующих организаций. Не всегда удается отстоять права производителей, но сейчас у предпринимателей  есть помощник -  Общественный совет при прокуратуре, который позволяет противостоять произволу и неправомерным проверкам организаций, контролирующих малый и средний бизнес.

 

По новому закону  у органов контроля и надзора есть всего 4 основания для осуществления внеплановой проверки. Первое  - когда предпринимателю было выдано предписание и есть информация об его неисполнении. Для остальных случаев в надзирающие органы должна поступить информация извне: факты, свидетельствующие об угрозе жизни, угрозе техногенных катастроф, государственной безопасности, чрезвычайного происшествия и т.п.; информация о том, что  эти события уже свершились; заявление от граждан о нарушении прав потребителя.

За 3 дня до внеплановой проверки предприниматель должен получать уведомление от контролирующего органа. При проверке ему должны предъявить распоряжение или приказ о ее проведении, с указанием предмета и цели проверки; перечень документов, которые будут проверяться; сроки проверки. Каждый предприниматель в праве потребовать административный регламент проведения проверки и, в случае его отсутствия, имеет право отказать контроллерам. Предприниматель должен  получить копию акта проведения проверки. В интересах предпринимателя вести журнал проверок, поскольку существует ограничение часов проверок (для малых предприятий это 50 часов в год). Органы местного самоуправления полномочиями контроля не обладают - у них есть только право составить протокол нарушения. На органы МВД и общественные организации действие 294 ФЗ не распространяется. С  1 января 2010 года на сайте Генеральной прокуратуры должен вывешиваться  сводный план проведения проверок.