ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПОДДЕРЖИМ ПО ЗАКОНУ
«Промышленная политика Санкт-Петербурга - система правовых, экономических, социальных, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Санкт-Петербурга в целях повышения эффективности деятельности в сфере промышленности Санкт-Петербурга с учетом федеральной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, социально-экономической политики Санкт-Петербурга, интересов субъектов промышленной деятельности и жителей Санкт-Петербурга».
Из Закона Санкт-Петербурга «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга»
В июне 2009 года вступил в силу Закон «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга». О перспективах, которые открывает этот документ предприятиям промышленности нашего города, рассказывает вице-губернатор Санкт-Петербурга М. Э. Осеевский:
Михаил Эдуардович, на протяжении многих лет Правительство Санкт-Петербурга ведет планомерную работу по поддержке городской промышленности и, тем самым, осуществляет государственную политику в этой области. Чем обусловлена необходимость принятия «отдельного, специального» Закона о промышленной политике?
О необходимости разработки действенной промышленной политики говорилось не один год, и не только говорилось. Губернатор и Правительство Санкт-Петербурга, находясь в постоянном контакте с руководителями предприятий города и общественными объединениями промышленников, вырабатывали и реализовывали комплексные меры поддержки реального сектора экономики. К ним следует отнести системную работу по снижению административных барьеров и совершенствованию налогового законодательства, привлечению инвестиций, стимулированию инновационного процесса. Руководство города провело успешную борьбу с рейдерством в промышленности. С наступлением мирового финансово-экономического кризиса в Санкт-Петербурге в декабре 2008 года утверждён План первоочередных мероприятий по преодолению последствий кризиса и создан антикризисный штаб.
Важно отметить, что с каждым годом поддержка промышленности в Санкт-Петербурге носит все более конкретный характер: увеличиваются авансовые платежи по государственным контрактам Санкт-Петербурга, выделяются все новые субсидии на экспорт инновационной продукции, на закупку нового оборудования, на приобретение техники в лизинг, на переподготовку кадров и мн. др. Всё это свидетельствует о том, что развитию промышленности мы придаем стратегическое значение. Однако единого стратегического документа, чётко обозначающего основы промышленной политики города (её цели, направления, принципы, механизмы реализации, формы государственной поддержки промышленности и полномочия властей в этой области) у нас не было. Как, собственно, не было и соответствующей статьи городского бюджета.... Теперь же, с принятием Закона «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга», процесс поддержки промышленности в нашем мегаполисе получил ориентиры дальнейшего развития, правовой статус и финансовую легитимность.
Каковы наши нынешние ориентиры?
Сенсаций не ждите. О наших приоритетах в сфере промышленной политики было заявлено неоднократно и на всех уровнях. Закон лишь закрепил наши устремления на бумаге. В «двух словах» это: обеспечение благоприятных условий для развития субъектов промышленной деятельности, инновационный путь развития и повышение конкурентоспособности промышленности Санкт-Петербурга.
Глобальная (конечная) цель промышленной политики Санкт-Петербурга - повышение качества жизни горожан, позитивная стабильность как в экономике, так и в социальной сфере. Наше общество состоит не только из промышленников и предпринимателей (иначе городом управляло бы не правительство, а совет директоров)! Поэтому к «естественным» целям промышленной политики относятся и увеличение доли налоговых поступлений от промышленности в бюджет Санкт-Петербурга, и обеспечение петербуржцев новыми рабочими местами, и рост доходов населения.
Что дает Закон Правительству в правовом плане?
Прежде всего, в новом законе сформулированы основные понятия промышленной политики и определены полномочия Законодательного Собрания и Правительства Санкт-Петербурга в этой сфере. Основные задачи ЗАКСа - законотворческая деятельность и контроль за исполнением принятых законов. За Правительством Санкт-Петербурга закреплено:
1. Осуществление в городе промышленной политики;
2. Анализ и прогнозирование основных экономических показателей развития промышленности, эффективности применяемых мер её развития;
3. Утверждение и реализация программ развития промышленности;
4. Установление порядка реализации мер по государственной поддержке субъектов промышленной деятельности;
5. Содействие деятельности некоммерческих организаций, в том числе саморегулируемых организаций, выражающих интересы субъектов промышленной деятельности;
6. Содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов промышленной деятельности;
7. Сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития промышленности;
8. Образование координационных и совещательных органов в области развития промышленности.
Жизнь не стоит на месте и законодательство постоянно совершенствуется как на региональном, так и на федеральном уровнях. Поэтому в Законе «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» оговорено, что к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере промышленной политики могут быть отнесены и другие функции, предусмотренные федеральным законодательством и законами Санкт-Петербурга.
Всех промышленников, наверняка, сейчас больше всего волнует вопрос: на какую именно поддержку со стороны государства они могут рассчитывать? Что говорит об этом новый Закон?
Государственная поддержка субъектов промышленной деятельности осуществляется по основным направлениям промышленной политики Санкт-Петербурга, а именно: по привлечению инвестиций, развитию инновационной деятельности, технологическому перевооружению и модернизации производства, реструктуризации промышленности, развитию инженерного, энергетического и транспортного обеспечения, развитию производственных зон, кадровому обеспечению, продвижению продукции субъектов промышленной деятельности на рынках сбыта, проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, передаче (трансферу) технологий, проведению сертификации и лицензирования.
Хотелось бы более подробно остановиться на последнем из перечисленных направлений - на сертификации по международным стандартам. Мы должны максимально быстро «встроить» нашу продукцию в международную систему качества, так как отсутствие сертификации существенно снижает конкурентоспособность петербургских предприятий, сдерживает рост нашего экспорта, негативно влияет на имидж нашей экономики в целом. В бюджете Санкт-Петербурга предусмотрены средства на выплату субсидий высокотехнологичным промышленным организациям для возмещения части затрат, связанных с сертификацией по международным стандартам. Однако из выделенных на эти цели средств (по состоянию на 31 августа 2009 года) освоено чуть более 1/3! Это один из худших показателей целевого использования бюджетных средств, выделенных на поддержку промышленности Санкт-Петербурга. Полагаю, что руководители предприятий должны серьезно озаботиться задачами сертификации - ради повышения эффективности управления ресурсами и роста конкурентоспособности предприятия, для улучшения качества производимой продукции, для полноценного участия персонала в достижении поставленных целей.
Правительство Санкт-Петербурга осуществляет финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку промышленных предприятий, поддержку их кадрового обеспечения. При этом особое внимание мы уделяем предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.
Финансовая поддержка может осуществляться путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий Санкт-Петербурга по обязательствам субъектов промышленной деятельности. Кроме того, Законами Санкт-Петербурга могут быть установлены льготные условия налогообложения субъектов промышленной деятельности в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Имущественная поддержка предусматривает передачу во владение и (или) в пользование земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, а также иного имущества Санкт-Петербурга на возмездной основе, в том числе на льготных условиях. Важная оговорка: данное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Информационная и консультационная поддержка включает обеспечение субъектов промышленной деятельности экономической, правовой, статистической и иной информацией. Замечу, что в Законе сказано: «Программами развития промышленности Санкт-Петербурга могут предусматриваться субсидии на возмещение субъектам промышленной деятельности затрат на оплату консультационных услуг».
Поддержка кадрового обеспечения промышленности Санкт-Петербурга осуществляется путем содействия развитию материальной базы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, содействия в разработке примерных образовательных программ, содействия в оказании учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам промышленной деятельности.
И, наконец, оказание поддержки субъектам промышленной деятельности, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, происходит путем развития сотрудничества Санкт-Петербурга с международными организациями и иностранными государствами в промышленной сфере, государственного содействия в продвижении на рынки иностранных государств товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности субъектов промышленной деятельности, а также создания благоприятных условий для субъектов - участников внешнеэкономической деятельности.
Каким образом планируется оценивать эффективность промышленной политики, осуществляемой Правительством Санкт-Петербурга?
Критерием эффективности промышленной политики Санкт-Петербурга является достижение целевых показателей развития промышленности. Эти показатели установлены в программах развития промышленности Санкт-Петербурга в соответствии с целевыми ориентирами действующей программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Безусловно, мировой финансово-экономический кризис вносит свои коррективы и некоторые показатели сегодня далеки от запланированных. Однако кризис - не повод сидеть сложа руки в ожидании позитивных перемен. Кризис - это время принятия стратегических решений, это проверка на прочность, на «профпригодность». С этой точки зрения принятие Закона о промышленной политике в столь непростое время еще раз демонстрирует решимость Правительства Санкт-Петербурга развивать промышленность как одну из основополагающих отраслей экономики города.