Доклад на Конференции "Российская промышленность - через кризис к конкурентоспособности и инновациям"
Дамы и господа! Партнеры! Коллеги!
Позвольте поприветствовать вас от имени бизнес-сообщества Республики Беларусь!
Деловые круги, промышленники Беларуси заинтересованно, не по причине праздного любопытства наблюдают за развитием хозяйственной жизни Российской федерации в этот непростой период мирового финансового кризиса.
Экономики наших стран тесно связаны торгово-экономическими отношениями и кооперационными связями. Треть белорусских товаров (в 2008 г. - половина) продается в России, в том числе 70-80% с высокой степенью переработки и добавленной стоимости.
Поставляемые в Россию тракторы и комбайны, большегрузные и среднетонажные автомобили и другая техника наполовину изготовлены из сырья, материалов и комплектующих изделий, произведенных в Российской Федерации. Кризисные явления у вас сказываются на положении дел в производстве и внешней торговле экспортоориентированной Беларуси.
Мы солидарны в оценках последствий мирового кризиса на наши страны. Как российская, так и белорусская экономика преодолевает падение продаж, дисбаланс платежей, необходимость диверсификации внешних рынков. Как следствие - рост отрицательного внешнеторгового сальдо, дефицита оборотных средств, снижение рентабельности реализованной продукции. Имеет место не полная загрузка производственных мощностей, у части предприятий сокращена рабочая неделя.
Кризис больше всего сказался на машиностроительном комплексе республики. Объемы производства и продаж упали здесь почти на четверть. На 40% - в автомобильной промышленности, на 20%) - в сельхозмашиностроении, легпроме и деревообработке, в 2 раза - в станкостроении. Вместе с тем появились и некоторые признаки того, что мы достигаем дна. В целом республика не вошла в рецессию. Темп ВВП за 8 месяцев - 100,3 %, инвестиции 117,8%. Есть рост в нефтехимической и пищевой промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. В августе-сентябре несколько оживилось производство, уменьшились складские запасы. Это обнадеживает, но не может успокоить. До стабилизации и устойчивости путь, похоже, нелегкий.
Работодатели, бизнес Республики Беларусь были соавторами части антикризисных мер Правительства.
Прежде всего, по сохранению устойчивости финансовой и банковской системы, государственной поддержке реального сектора экономики, ее либерализации.
Большие деньги из бюджета, как и в РФ, конечно соразмерно масштабу страны, вложены в активы банков - правительственных агентов. Проведена единовременная девальвация белорусского рубля, его привязка к корзине валют, в т.ч. и к курсу российского рубля, а не только к доллару США.
Урезаны расходы бюджета. Для пополнения валютных резервов осуществлены внешние государственные заимствования, в т.ч. у РФ, МВФ. Внутренний спрос стимулирует увеличение госзакупок и под гарантии местных властей приобретение техники для модернизации технологий в агропромышленноеTM и строительном комплексе, коммунальном и дорожном хозяйстве.
Мы добились и больших размеров льготирования за счет бюджета банковских процентов по кредитам. К сожалению, они короткие, за редким исключением инвестиционные.
Есть и другие общие проблемы. Бюджетные деньги поддержки не быстро доходят до конкретных предприятий. Кризис указал нам и на невысокую конкурентоспособность продукции по сравнению с мировыми брендами. Об этом говорил и Президент Российской Федерации. Мы в начале пути по созданию совместных инновационных производств, бизнеса на территории двух стран.
Сейчас бизнес-сообщества РБ - участники процесса в определении подходов, условий хозяйствования в посткризисный период. Основа тут, как и у вас, все та же - повышение конкурентоспособности и инновационное развитие.
Не так эффективно, как хотелось бы, работают и совместные белорусско-российские антикризисные меры. Летние конфликты с поставками в регионы России белорусской молочной продукции были в радость только нашим недоброжелателям. Выводы сделаны. Хотелось бы, чтобы мы, как партнеры по союзному государству, таких проблем не создавали.
Время и у нас быстрее меняет подходы в трансформации экономической жизни. В переходе к подъему все значимее становится роль диалога бизнеса и власти, частно-государственное партнерство, либерализация экономики, совмещение частной инициативы с государственным регулированием Предложения нанимателей уже вошли во многие решения Правительства.
Беларусь переместилась в этом году на 20 позиций и заняла 58 место из 183 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса. Белорусские парламентарии на осенней сессии рассмотрят прогрессивные изменения в "Закон о хозяйственных обществах". С 1 февраля упрощена процедура регистрации субъектов хозяйствования. Она теперь носит заявительный характер. Упрощена процедура получения разрешений на строительство, получения земельных участков для реализации инвестиционных проектов.
Сближаются и налоговые системы двух государств. У вас 12 основных налогов, в Республики Беларусь с 2010 года предусматривается -14. В этом году введена плоская шкала налога на доходы физических лиц в размере 12%. Приняты новые решения по дополнительным гарантиям инвесторам через заключение инвестиционных договоров с Правительством и местными властями. Упрощаются инвестиционные процедуры. Ранее отменена золотая акция, введен преференциальный режим для бизнеса в малых и средних городах и сельских населенных пунктах.
Расширен список незадействованных объектов недвижимости к реализации за одну базовую величину для создания новых рабочих мест. В Беларуси действует мораторий на проведение контрольных проверок. Стало нормой и свободное установление цены на новые товары без регистрации.
В 2010 году завершается процесс акционирования большинства государственных предприятий, в том числе крупных промышленных. Идет поиск потенциальных инвесторов, партнеров в капитализации интересов приватизации.
Лоббируя инициативы по развитию предпринимательства, наниматели поддерживают намерения Правительства войти в 30 государств по условиям ведения бизнеса и инвестиционной привлекательности.
Несмотря на временные затруднения, Россия продолжает оставаться стратегическим торговым партнером Беларуси. Все более востребованным становится региональное сотрудничество, прямые партнерские отношения. Это подтверждает и нынешний форум, в котором принимают участие ведущие предприятия белорусской промышленности. Кроме того, предприятия Республики Беларусь и Санкт-Петербурга связывают давние кооперационные связи и новые совместные проекты.
По имеющейся договоренности на территории Санкт-Петербурга разместятся пятьдесят фирменных продовольственных магазинов «Белорусский гостинец», будет организовано совместное производство тракторов и навесного оборудования, троллейбусов. Реализуются и совместные научные проекты.
Хотели бы также наладить конструктивное сотрудничество Союзов промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга и Республики Беларусь. Завтра нам предстоит подписать соответствующее соглашение.
Мы можем содействовать восстановлению предкризисного двухстороннего товарооборота. За семь месяцев текущего года он снизился на 40%. Санкт-Петербург в экспорте Республики Беларусь продолжает занимать третье место. На наш взгляд, задача для бизнеса - активизировать торгово-экономические отношения, найти общие точки взаимного интереса в инновационной и инвестиционной среде, выгоду в энергосбережении, в расширении промышленной субконтрактации и кооперации.
Следует признать, что и наша осведомленность о взаимных возможностях, об изменениях в условиях хозяйствования отстает от развития потребностей, нормотворчества в наших странах. Организация и проведение визитов, встреч, круглых столов, семинаров, конференций, бизнес-поездок, выставок и ярмарок, привлечение к участию в этих мероприятиях заинтересованных деловых кругов - все это для успеха дела.
Как один из примеров: совместный с Российским союзом промышленников и предпринимателей семинар-совещание по энергосбережению и энергоэффективности в Минске 14 октября, которое мы будем проводить с РСПП (Александром Николаевичем Шохиным), с участием государственных структур.
Также полезным для обеих сторон будет обмен и распространение коммерческой, торгово-экономической, научно-технической, рекламной и другой информацией.
В рамках сотрудничества между союзами возможно оперативное оказание помощи в ходе реализации совместных проектов.
Прямые контакты практиков позволят нам, дополняя друг друга, обоснованно и оперативнее вносить предложения в Правительства для устранения помех и затруднений для бизнеса в посткризисный период. Прежде всего это касается проблем по либерализации экономик, росту инвестиций и инноваций, равнодоступности торговых и финансовых рынков; опыта социального партнерства.
Немало вопросов, требующих разрешения, возникает и при переходе с 1 января 2010 года к единому таможенному пространству в рамках ЕвАзЭС, подготовке к одновременному вступлению в ВТО.
Наши экономические проблемы имеют общие исторические корни и решить их с учетом совместных усилий российских и белорусских промышленников и предпринимателей будет значительно проще.
Спасибо за внимание.