В промышленности надо расставить приоритеты

Интервью номера

Деловой еженедельник "ЭКОНОМИКА И ВРЕМЯ" (Санкт-Петербург) N 12 (776)  19.04.2010

Как считает президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак, в экономике города на Неве есть отрасли, способные стать настоящими «локомотивами» для ее успешного развития. По его мнению, сила промышленности северной столицы в традициях, помноженных на передовые технологии.

В промышленности надо расставить приоритеты

Кризис оказал на экономику Петербурга существенное влияние. Однако оно было не таким болезненным, как предполагалось. Даже в обрабатывающих производствах, пострадавших больше всего, по итогам 2009 года оборот (по сравнению с 2008-м) составил 93,5%, в то время как по России этот показатель не превысил 84%. Теперь стоит думать о будущем: определить в сфере производства «точки роста»

- Давайте вспомним, что происходило с нашей промышленностью в течение последних 20 лет. - предложил журналистам на одной из недавних пресс-конференций президент и генеральный конструктор ХК «Ленинец» Анатолий Турчак. - Ведь ту же конверсию во всем мире принято проводить по четкой программе, хорошо подкрепленной организационно и финансово. Что происходило в начале 1990‑х у нас? Процесс шел хаотично. Предприятия, которые должны были перейти на выпуск гражданской продукции, практически не поддерживали. Каждый выживал, как мог. И у кого‑то это получалось лучше. А у кого‑то - вообще не получалось. Вспомним кризис 1998‑го. Поддерживало ли тогда государство промышленность в должных масштабах? Не очень...

- Но когда в 2008‑м кризис охватил весь мир, российское правительство все же оказало промышленникам существенную поддержку...

- И сделало это достаточно грамотно, осуществляя помощь по разным направлениям. Да и сами производственники, уже имеющие опыт работы в условиях кризиса, смогли быстро перестроиться и преодолеть его с минимальными потерями. Вывод напрашивается сам собой: ни одна промышленность в мире не выстояла бы в таких трудных, подчас критических условиях. А российский промышленник не только жив, но и реализует программы, ни в чем не уступающие зарубежным. Например такие, как внедрение цифрового телевидения: этим занят целый кластер из шести петербургских предприятий. Причем на этом и других подобных проектах работает и новое поколение промышленных топ-менеджеров.

- Можно ли назвать эти имена?

- Почему бы и нет? Это и генеральный директор «Ленполиграфмаша» Кирилл Соловейчик, и руководитель «Звезды» Павел Плавник, и его коллега с завода имени «Комсомольской Правды» Сергей Цыбуков. Есть перспективные топ-менеджеры и на «Адмиралтейских верфях», и на целом ряде других крупных предприятий Петербурга.

- Однако, несмотря на наличие собственных судоверфей и квалифицированных кадров, Россия все же намерена закупать «Мистрали»...

- Мое отношение к этому скорее отрицательное. Не касаясь проблем судостроения, могу сказать, что электронное оборудование, о котором может идти речь в этом случае, мы можем делать не только не хуже, но даже лучше. Но это проблема, опять же, уходит корнями в недавнее прошлое. Ведь за многие последние годы в стране бал разработан всего один принципиально новый боевой самолет, и тот электронный комплекс, который «Ленинец» на него поставил, ни в чем не уступает американскому аналогу. Более того: мы поставили в Индию комплекс «Морской змей», которому ни в США, ни в Великобритании аналогов нет. Что касается военной тематики, то наши предприятия способны изготовить все необходимое на самом высоком уровне. А вот по гражданской продукции международная кооперация нужна. Но делать это стоит с умом, поскольку в период кризиса многие страны свои рынки от чужих товаров намеренно закрывают. Только в ЕС выпущено около 90 таких документов, и нам не мешало бы следовать их примеру...

- На производстве какой продукции стоит делать акцент в Петербурге?

- Если говорить объективно, Россия (кроме сырья) всегда успешно экспортировала военную продукцию и вооружение. И Петербург в этом отношении - законодатель мод. К счастью, нам все же удалось сохранить научные школы и преемственность поколений, и поэтому в этом плане будущее видится с оптимизмом. А вот свои автомобили, как показала жизнь, мы делать умеем гораздо хуже. Конечно, автомобильный кластер тоже нужно развивать, но, не имея полного цикла производства, трудно будет рассчитывать на большой успех.

- Какие же отрасли вы считаете наиболее перспективными?

- В первую очередь я отнес бы к ним энерго- и атомное машиностроение. Во всяком случае, ОАО «Силовые машины», в котором совсем недавно состоялось координационное совещание в рамках РСПП, на ближайшее будущее заказами полностью обеспечено. Причем не только внутрироссийскими, но и зарубежными. То же самое можно сказать и по многим другим предприятиям этого производственного сегмента. Здесь есть и наука, и кадры, и технологии.
Второй весьма перспективный промышленный кластер - судостроение. Конечно, нам трудно конкурировать с верфями, на которых строить корабли можно прямо под открытым небом с гораздо меньшими издержками, как это происходит в некоторых южных странах. Но у нас есть самое главное - опытные специалисты, способные реализовать заказ любого уровня сложности. Поэтому и в эту отрасль я верю.
Третий промышленный «локомотив» - сегмент радиоэлектроники. Несмотря на огромные сложности и давление со стороны зарубежных компаний, в Петербурге все же удалось сохранить костяк компаний, работающих в этой отрасли. В том числе и «Светлану», которая сейчас представляет собой конгломерат из малых и средних предприятий, способных изготавливать конкурентную продукцию самого разного характера. В том числе и элементную базу, необходимую для производства сложных радиоэлектронных устройств. А без нее обойтись никак нельзя.

Перспективны и такие направления, как «пищевка» и фармацевтические производства. Они вполне способны работать на международном уровне и, к тому же, сейчас ощущают действенную поддержку как со стороны правительства города, так и государства.

- Надо ли по‑прежнему «размазывать» помощь по всему спектру предприятий?

- Приоритеты обязательны. Об этом говорит вся мировая практика промышленного бизнеса, где разделение труда - обычное дело. За исключением, пожалуй, оборонного комплекса, российские предприятия должны участвовать в нем. И если мы что‑то умеем делать лучше, чем другие, то именно на этом и надо сосредотачивать усилия. Если проводить промышленную политику по принципу «всем сестрам по серьгам», то она наверняка заведет в тупик. Такой подход неверен, и без правильного определения точек роста промышленность вряд станет двигаться вперед теми темпами, которые нам сейчас необходимы.

- Эту позицию наверняка приходится не только продвигать, но и отстаивать...

- Мы делаем это на всех уровнях бизнеса и власти. Рекомендуем, лоббируем, продвигаем. В том числе - и в правительстве, и в Российском СПП. И хотя эта общественная организация все больше напоминает клуб миллиардеров (в Бюро РСПП, к примеру, нет ни одного генерального директора крупного промпредприятия), она остается инструментом влияния. Наша задача - защищать интересы петербургских промышленников везде, где это возможно. Но делать это нужно грамотно и с прицелом на будущее.

- Одним из следствий этой работы стало и увеличение оборонного заказа в прошлом году?

- Это не только наша заслуга, но во многом и губернатора. Однако наступательная позиция петербургского СПП тоже имела значение. И благодаря общим усилиям объем оборонного заказа 2009 года был увеличен в 1,86 раза, что в деньгах составило около 67 млрд рублей. В этом году, по моим оценкам, объем гособоронзаказа, если и снизится, то не слишком сильно.

- На ваш взгляд, выходит ли петербургская промышленность из кризиса?

- В разных отраслях положение заметно отличается, но в целом могу сказать, что она чувствует себя довольно уверенно. В прошлом году индекс промышленного производства (ИПП), по статистике, упал более чем на 21 %. Однако мы привыкли оперировать таким показателем, как объем продаж. Так вот он упал в промышленности Петербурга в 2009 году всего где‑то на 7 %. Начало этого года говорит о том, что в целом ряде отраслей наблюдается рост. Поэтому, если не случится чего‑то экстраординарного, есть надежда на то, что в течение 2010‑го и 2011 годов она будет последовательно восстанавливать позиции и развиваться.

МНЕНИЯ

Владимир Александров,
генеральный директор
ОАО «Адмиралтейские верфи»

- Со своей стороны могу сказать, что петербургскиепредприятия, входящие в судостроительный комплекс города, чувствуют себя вполне уверенно даже в условиях жесткой конкуренции за заказы с азиатскими верфями. Проблемы у нас, конечно, тоже есть, но они вполне решаемы. И это легко подтвердить цифрами. За весь прошлый год, к примеру, адмиралтейцы выпустили продукции на 6,5 млрд рублей, а только за первый квартал 2010‑го - уже на 9,5 млрд. В результате общий объем выпуска продукции только на нашем предприятии в этом году может достичь величины в 25 млрд рублей. Примерно такая же динамика развития наблюдается и на других петербургских верфях. И конечно, в успехах судостроителей есть и доля участия СПП СПб, который систематически оказывает помощь промышленности города на самых разных уровнях власти и в переговорах с профсоюзами. Это по‑настоящему нужная организация, занимающаяся конкретным делом.

Михаил Лобин,
вице-президент СПП СПб

- Очевидно, что сейчас нам крайне необходимо оценить ситуацию, в которой находится промышленность Петербурга, и разработать перспективный план ее развития. И такой план с подачи Промышленного совета, при участии ведущих ученых, разрабатывается на перспективу до 2025 года. Благодаря этой работе мы сможем точно оценить, где нам удалось сохранить научные школы, технологические возможности, кадры и т. д. Только на основе такого анализа стоит определять те реперные точки в промышленности, на которых стоит сконцентрироваться и вкладывать в их развитие максимум ресурсов и резервов. Финансовых, технологических, кадровых, налоговых. Эта работа очень сложная: когда к нам поступил проект плана социально-экономического развития Петербурга до 2025 года, то нынешнее положение промышленности в нем описывалось всего одной фразой. Без выделения точек роста, способных потянуть за собой и все производство в целом, сегодня нам не обойтись.

Михаил Осеевский,
вице-губернатор Петербурга

- Без создания мощной современной конкурентоспособной промышленности выбрать инновационный путь развития в России невозможно. И тем более в Петербурге, где основной вклад в ВВП делает как раз промышленность. Но надо не только стараться по‑максимуму сохранить лучшее из того, что у нас есть, но и, трезво оценивая текущую ситуацию на российском рынке, выбирать новые отрасли, в которых есть большой и долгосрочный потенциал. Это в первую очередь автомобилестроение, куда мы пошли совершенно осознанно, поскольку перспективы отрасли очевидны. Точно так же сейчас выбрали для себя в качестве одного из приоритетов фармацевтику и вообще производство всего того, что связано со здравоохранением. Здесь тоже наши потребности пока на 75 % закрываются импортом. К тому же появление таких мощных отраслей с очень жесткой конкуренцией сразу дает возможность для малых и средних предприятий, которые работают в инновационных областях, получить мощных покупателей.

Геннадий Локотков,
президент ЗАО "РЭП Холдинг"

— Безусловно, мы должны совершенно четко определить, какие отрасли для экономики Петербурга наиболее значимы. Их не должно быть много, но они обязаны стать точками роста, вокруг которых станут развиваться и другие направления экономики. Такие «локомотивы» уже есть, и к ним наверняка стоит отнести энергетическое машиностроение, судостроение и промышленность, производящую электронные компоненты и изделия. Но, говоря о модернизации и инновациях, мы должны обратить внимание и на людей. Ведь даже в кризис у нас налицо проблема с кадрами, с их подготовкой. Не решив ее, мы не сможем создать надежные предпосылки для развития промышленности.