Выступление А.А.Турчака на совещании 2.09.2011 по гособоронзаказу

 

Выступление президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга А.А.Турчака на совещании  по гособоронзаказу 2 сентября 2011 года.  Совещание проводили полномочный представитель Президента РФ в СЗФО И.И.Клебанов и заместитель Министра обороны РФ Д.В.Булгаков.

Уважаемый Илья Иосифович, прежде всего хочу от имени руководителей петербургских предприятий оборонно-промышленного комплекса выразить Вам признательность за помощь и поддержку в исполнении государственного оборонного заказа. Сегодняшнее совещание безусловно положительно скажется на социально-экономическом развитии не только Санкт-Петербурга, но и Северо-Западного региона в целом. В Санкт-Петербурге более 300 субъектов хозяйственной деятельности ежегодно выполняют значительные объемы работ и поставку продукции по Гособоронзаказу. За последние годы, благодаря совместным усилиям правительства города и руководителей научно-промышленного комплекса, объем Гособоронзаказа фактически удвоился и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Вместе с тем остается целый ряд серьезных проблем, без решения которых невозможна устойчивая, высокоэффективная работа петербургских предприятий ОПК.

В первую очередь это касается сроков проведения конкурсных процедур и заключения контрактов по ГОЗ. В самом тяжелом положении оказываются предприятия 3-го и 4-го уровней кооперации, которые практически не имеют реальной информации и материальной поддержки как со стороны основного заказчика, так и головного исполнителя Гособоронзаказа. До настоящего времени по многим предприятиям, участвующим в реализации Гособоронзаказа, не объявлены конкурсы, не проведены аукционы и не заключены контракты на 2011 год. В месте с тем предприятиями на подготовку производства, закупку сырья, материалов, комплектующих затрачены значительные финансовые и материальные ресурсы.

Еще раз убедительно просим Министерство обороны организовать проведение конкурсных процедур по Гособоронзаказу 2012 года в сентябре, контракты заключить в октябре, а авансы перечислить предприятиям в ноябре этого года.

В июле я обращался с письмом к Министру обороны по поводу намеченных структурных изменений в системе военных представительств. Полностью согласен с формулировкой, изложенной в ответе Анатолия Эдуардовича Сердюкова о том, администрация организаций ВПК не имеет права вмешиваться в служебную деятельность военных представительств. Мы и не ставили и не ставим перед собой такой задачи. Главное, что беспокоит руководителей предприятий в этом вопросе - это необходимость своевременного внесения изменений в действующую нормативно-правовую базу взаимоотношений при создании вооружений и военной техники. Если это не будет сделано, то при уменьшении количества военных приемок и военпредов последует значительное увеличение сроков рассмотрения и согласования технических, договорных и ценовых документов, что негативно скажется на подготовке и проведении конкурсных процедур, открытии финансирования, сопровождении и приемки изделий и окончательных расчетах за поставленную продукцию.

К сожалению, программа «Электронное правительство» до настоящего времени так и не работает. Документооборот в сравнении с советским периодом возрос в разы. Руководители предприятий вынуждены содержать дополнительный штат сотрудников, которые заняты подготовкой отчетов и справок, приемом различных комиссий. Все это оказывает прямое влияние и на ценообразование.

Большинство предприятий вынуждены увеличивать цену на свою продукцию. Это связано с тем, что постоянно растет стоимость потребляемых ресурсов и комплектующих. В подтверждение моих слов приведу данные официальной государственной статистики. Цена на металлы за последние пять лет возросла более чем на 40%. Рост цен в производстве, передаче и распределении электроэнергии составил почти 100%, на пар и горячую воду цена увеличилась в 2 раза, на грузовые перевозки в 1,9 раза и т.д.

Для того, чтобы сохранить специалистов и привлечь молодежь необходимо повышать заработную плату, так как индекс потребительских цен, который необходимо компенсировать, за пять лет вырос в 1,7 раза, предприятия ЖКХ также ежегодно наращивают цены на свои услуги и т.д. Стоимость кредитов в 7-10 раз выше, чем в мировой банковской системе. Из этого краткого анализа видно, что рост затрат происходит практически по всем составляющим структуры себестоимости.

Что делать? Первое, и об этом уже неоднократно говорилось, необходимо немедленно для оборонной промышленности отменить 94-й закон. Ценовая политика в оборонном комплексе должна регулироваться государством. Необходимы преференции, фиксированные тарифы на электроэнергию, тепло, перевозки, предприятия должны освобождаться от налогов, прежде всего НДС.

Еще один вопрос, на котором необходимо особо остановиться - это сохранение и развитие научно-технического потенциала оборонной промышленности и взаимодействие с военной наукой. Минобороны через свои научные институты, исходя из планов развития вооруженных сил формирует заказ на конкретные виды вооружения. Эти запросы направляются в наши головные институты и конструкторские бюро. На основе совместных проработок создается Программа, как минимум на десять лет вперед. Обязательно должны быть разработаны и утверждены пятилетние планы производства вооружений, это особенно важно для выпуска изделий с длительным циклом изготовления.
На этой основе можно планировать развитие, брать длинные кредиты и создавать современную технологию производства.

Программа должна предусматривать развитие научно-технологической, испытательной, нормативно-правовой базы, подготовку и закрепление специалистов, как рабочих так и научных и инженерных кадров. И это не какие-то надуманные требования, это требования сегодняшнего дня по обеспечению безопасности и целостности страны. В подтверждение вышесказанного приведу ссылку на доклад ответственного руководителя МО США по размещению оборонных заказов Фрэнка Кендалла на слушаниях  в американском Сенате. В докладе было заявлено: «Технологическое превосходство Вооруженных сил США над армиями других стран является залогом успешного решения задач по обеспечению национальной безопасности Америки. Для поддержания достигнутого уровня развития вооружения и военной техники Министерство обороны непрерывно направляет свои усилия на развитие и укрепление структур национальной оборонной и гражданской промышленности, государственных лабораторий и академических подразделений, обеспечивающих Пентагон результатами последних изысканий научного и технологического характера, которые должны или могут быть использованы в военной сфере».

Далее он заверил Сенат в том, что Пентагон всеми силами старается сохранить команды специалистов в промышленности, способные конструировать и производить основные системы вооружений. Это обусловлено тем, заявил Кендалл, что длительные перерывы в реализации военных программ могут привести к утрате соответствующих навыков той части специалистов, которая ориентирована на выполнение заказов ВС США. На восполнение потери таких специалистов потребуются огромные усилия по обучению целого поколения американцев, или даже не одного, профессиональным навыкам, необходимым для эффективной работы в военной промышленности и других отраслях национальной экономики, связанных с созданием систем и средств ВВТ. Я думаю, что комментарии здесь излишни.

Хотелось бы верить в то, что в лице Министерства обороны России мы имеем не только требовательного заказчика, но и надежного партнера.

Благодарю за внимание.