Выдержки из Программы народных инициатив ОНФ (Общероссийский народный фронт)
Выдержки из Программы народных инициатив ОНФ.
(вопросы модернизации экономики, промышленности,
управления процессами развития).
Сайт Единой России, Программа опубликована в начале ноября 2011 г.
1. Народные инициативы.
Программа народных инициатив определяет основные направления и приоритеты законотворческой деятельности Государственной Думы нового созыва на ближайшие пять лет и задаёт вектор развития России.
Но людей волнуют не только законы, но и ещё сильнее - конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Поэтому с каждым субъектом федерации согласованы ключевые приоритетные региональные проекты, направленные на решение важнейших задач по развитию на их территории общественной инфраструктуры, транспортной, социальной и других сфер.
1.1. Итоги десятилетия.
Государство продолжает играть важную роль практически во всех сферах жизни современного общества. Как наглядно показал недавний кризис, не только в России, но и во всех либеральных экономиках мира основная тяжесть возникших проблем легла на плечи государства, которое взяло на себя ответственность и проделало огромную работу по преодолению негативных явлений и их последствий. Но если оно не способно адаптироваться к меняющимся в мире условиям, то может и не выдержать испытаний на прочность. Данные обстоятельства, с одной стороны, подтверждают значимость государства и в развитии, и в защите общества, а с другой стороны, позволяют говорить о необходимости изменений, его модернизации, при этом исключая оттеснение (и тем более - вытеснение) государства от регулирующей функции в экономической и социальной сферах.
Эффективность социальной политики государства напрямую зависит от состояния его экономики.
1.2. Приоритеты развития.
Граждан России не устраивает многое. Это и сохраняющаяся бедность, и всё ещё плохой бизнес-климат, и распространённость коррупции, и неспособность чиновников качественно решать проблемы людей, включая обеспечение безопасности граждан.
Поэтому перед нами стоят сложные задачи по реальной модернизации страны. Их решение - залог успешного развития России. Но даже самые правильные и нужные инициативы невозможно успешно и эффективно реализовать только за счёт денежных вливаний. Фундаментальная задача государства, а теперь и Общероссийского народного фронта, - создание благоприятных условий для цивилизованной конкуренции людей, идей, общественных инициатив, проектов и программ: в политике, экономике, между регионами...
Модернизация экономики. Приходится констатировать, что за 10 лет, несмотря на приложенные усилия по диверсификации экономики России, не удалось существенно изменить её сложившийся сырьевой характер. Продажа нефти, газа, металлов на экспорт до сих пор составляет основу национального благосостояния и базу для формирования бюджета страны. Сырьевая модель ещё не исчерпала всех своих возможностей, но она уже не способна обеспечить устойчивый экономический рост, который можно достичь, только создав динамичную, конкурентоспособную по мировым меркам национальную экономику, совмещающую эффективное использование запасов «кладовой природы» России, особенностей географического положения и уникального человеческого потенциала, наших знаний и технологий.
Необходимо умело и рачительно распоряжаться богатствами страны. Доходы, получаемые от торговли нефтью, газом, другими природными ресурсами, нужно использовать не только для того, чтобы набивать ими «подушку безопасности», а больше и активнее задействовать для движения вперёд. Ибо только динамичное и разностороннее развитие экономики страны даёт стратегически надёжные (не только углеводородные) ресурсы и для успешного преодоления трудностей.
Первостепенная задача государства - стимулировать развитие частной инициативы. Требуется кардинально улучшить деловой климат в стране, убрать все административные барьеры, победить коррупцию и негативные проявления российской бюрократии.
4. Сильная экономика - сильная Россия
4.1. Модернизация как условие экономического прорыва и приоритет государственной политики
Жизнь показала: диверсифицированная экономика, развитый малый и средний бизнес, их высокая конкурентоспособность защищают от кризиса лучше, надёжнее, чем накопленные резервы.
Пришло время переходить и к новому этапу экономической модернизации.
В экономической политике мы ставим перед собой следующие цели:
- добиться высоких и устойчивых темпов экономического роста, опережающих темп роста мировой экономики;
- создать экономику, конкурентоспособную на мировом рынке;
- обеспечить фундаментальный запас прочности на случай новых кризисов.
Производительность труда в России за ближайшие пять лет должна вырасти не менее чем на треть. Мы убеждены, что главным локомотивом роста должны стать новая индустриализация страны и её практический результат - современная промышленность, которая является основой любой развитой экономики. Страна живёт, пока работают заводы.
Только современный высокоразвитый индустриальный сектор гарантирует России высокие темпы увеличения производительности труда, развитие интеллектуального потенциала и мультипликативный эффект для других отраслей экономики. Россия в ближайшие 10 - 15 лет будет одним из наиболее перспективных рынков для размещения производства в силу ряда наших конкурентных преимуществ, к которым относятся:
- устойчивый и растущий спрос на потребительские и индустриальные товары, востребованные при модернизации экономики;
- наличие доступа к ключевым экспортным рынкам;
- инженерные и технологические традиции;
- высокий базовый уровень образования населения;
- доступ к уникальным природным энергетическим ресурсам.
Существующая структура российской экономики открывает значительные перспективы для создания новых, соответствующих требованиям XXI века рабочих мест:
- в отраслях, ориентирующихся на высокий внутренний спрос (импортозамещение);
- на ресурсоёмких производствах, обеспечивающих глубокую переработку сырья и ориентированных в основном на экспорт;
- в традиционных высокотехнологичных отраслях машиностроения, в частности, в авиастроении, в судостроении, в энергомашиностроении, в атомном машиностроении;
- в сельском хозяйстве;
- в жилищном строительстве и коммунальном хозяйстве;
- в социальной сфере (медицина, образование, социальные услуги);
- в новых высокотехнологичных отраслях;
- в малом бизнесе - как в сфере услуг, так и на производстве.
Источник экономического роста, создания новых, современных производств - неудовлетворённый отечественными производителями внутренний спрос. Сейчас мы зачастую продаём за рубеж сырьё, а поставляем оттуда «ширпотреб». Наши предприятия в состоянии качественно и недорого производить большую часть подобных товаров - от самых простых вещей домашнего быта до современной техники. Для решения данной задачи важно высвободить предпринимательскую инициативу, создать условия через опережающее развитие инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, электрических сетей, водопроводов и др.
Важнейшее значение для развития экономики имеет её инновационный сектор. Он обеспечивает прорыв в модернизации, но его потенциал не может быть реализован без развитой промышленности, которая является главным потребителем его услуг. Представление о том, что Россия может «перескочить» в новую эру, минуя развитие индустриального производства, ошибочно. Только сбалансированное развитие промышленности и инновационного сектора способно обеспечить увеличение производительности труда и высокие темпы экономического роста. Вместе с тем, развитие промышленности не предполагает сокращения сектора услуг в экономике. Напротив, он в постиндустриальном обществе должен развиваться ещё более быстрыми темпами, чем промышленное производство. В особенности это касается связи, информационных технологий и других высокотехнологичных услуг.
Экономика страны остро нуждается в институциональных преобразованиях, благоприятном инвестиционном и деловом климате. Эта задача решается путём улучшения работы государственных органов, активного вовлечения предпринимательского и отраслевого сообщества в процесс выработки правил регулирования, развития механизмов саморегулирования, опережающего развития инфраструктуры, обеспечения стимулирующей роли налоговой системы, ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий, повышения доступности кредитов и совершенствования судебной системы, других мер.
Важнейшим фактором экономического роста в ближайшие годы становится расширение инвестиций и формирование инновационной политики на всех уровнях управления - корпораций, регионов и федеральных ведомств.
Развитие России должно быть основано на приоритете частной собственности, децентрализации полномочий, снижении административных барьеров и повышении качества государственного регулирования, развитии конкуренции и государственно-частного партнёрства.
В России не решена важнейшая (как экономической, так и исторической значимости) задача формирования среднего класса - класса предпринимателей. Необходимо разработать Стратегию развития малого и среднего предпринимательства с конкретными мерами и пошаговым алгоритмом их реализации. Это ключевая задача ближайших лет. В данном контексте следует рассмотреть и предложения организаций предпринимателей России о создании 25 миллионов современных рабочих мест за ближайшие 20 лет.
Выход на новые рынки даёт нам новые возможности для роста. Россия имеет все шансы занять достойное место в мировом разделении труда. Государство должно поддерживать и стимулировать экспорт продукции обрабатывающих секторов экономики и товаров с высокой добавленной стоимостью
Нормативные правовые акты, усложняющие ведение предпринимательской деятельности, не должны вступать в силу ранее, чем через два года после их принятия. К их обсуждению нужно привлекать предпринимательское сообщество. Следует законодательно расширить возможность бизнеса влиять на принимаемые решения не только на этапе разработки проектов, но и при их прохождении в региональных и федеральных органах власти. Нормативные правовые акты, создающие избыточные административные процедуры и барьеры, подлежат отмене. Требуется регулярно оценивать то, как принятые законы повлияли на условия ведения бизнеса.
- Обеспечение стабильности экономической политики. Каждый принимаемый закон, оказывающий влияние на экономику, должен проходить публичное обсуждение с участием общественных объединений, при этом должны оцениваться возможные издержки предпринимателей от его принятия.
Развитие конкуренциии устранение избыточных административных барьеров, которые создаются для получения личной выгоды. Доминирующее положение на рынке позволяет получать прибыль, недоступную в условиях конкурентной борьбы. В создании барьеров для входа на рынок, избыточного регулирования, ненужных административных процедур нередко активно участвуют власти. При выявлении решений государственных органов, направленных на монополизацию рынка и создание преференций для «своих» предпринимателей, такие решения должны отменяться, а к их «авторам» применяться жёсткие санкции.
Оптимизация контрольно-надзорной деятельности. Требуется осуществить поэтапную замену мер государственного контроля и надзора на механизмы самоконтроля за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных требований, закрепление правового статуса независимого аудита. Необходимо раскрывать информацию об итогах проверок и предоставлять её соответствующим саморегулируемым организациям и объединениям предпринимателей.
Создание промышленных парков, технопарков, агропромпарков, бизнес-инкубаторов - территорий, к которым подведена вся необходимая инфраструктура, где в ускоренном порядке выдаются разрешения и согласования, сконцентрировано промышленное производство. Основной экономический эффект здесь достигается за счёт промышленной кооперации и снижения расходов на создание и эксплуатацию инфраструктуры. Управление промышленными парками целесообразно передать частным операторам, получающим вознаграждение в зависимости от достигнутого результата.
Стратегическое планирование
Страна должна развиваться системно, на основе качественно разработанных стратегий. Государство обязано подготовить взаимоувязанные планы строительства транспортной и инженерной инфраструктуры, развития отраслей промышленности и территорий страны. И простые граждане, и потенциальные инвесторы должны иметь свободный доступ к информации о перспективах развития страны и её регионов.
На федеральном уровне процесс стратегического территориального планирования, занимающий ключевое место в системе планирования социально-экономического развития страны, так до сих пор и не начат. Поэтому из-за отсутствия необходимых ориентиров со стороны федерального центра, на региональном и местном уровнях работа по подготовке документов территориального планирования ведётся крайне медленно. В совокупности это существенно сдерживает реализацию частных инвестиционных проектов, снижает деловую активность регионов.
Мы предлагаем предпринять следующие шаги по повышению качества стратегического планирования:
- Необходимо обеспечить согласованность и взаимоувязанность стратегий развития отдельных отраслей, округов и регионов.
- Все регионы, города и сёла обязаны иметь документы территориального планирования, которые должны быть обсуждены на общественных слушаниях, стать ориентиром и для жителей, и для потенциального инвестора. Руководителей, не обеспечивших разработку, обсуждение и утверждение таких документов, следует освобождать от должности.
- Целесообразно разработать Схему комплексного территориального развития Российской Федерации, в которой найдут отражение региональные и муниципальные документы территориального планирования. В данном документе не нужно конкретно указывать, где и какие предприятия строить (в рыночных условиях это невозможно), а требуется определить приоритетные направления развития территорий.
- Все документы стратегического планирования должны иметь юридическую силу.
- Сделать на федеральном уровне инструментом реализации государственной политики разработанные на основе программно-целевого подхода и взаимосвязанные с другими документами стратегического развития государственные программы. Их использование позволяет прочно увязать выделяемые бюджеты с целями и результатами государственной политики, что повышает и эффективность расходования государственных средств. Результаты исполнения государственных программдолжны находиться в открытом доступе для граждан страны.
- Стратегическое планирование не должно быть прерогативой только чиновников. К формированию нормативной правовой базы и документов стратегического планирования нужно привлекать специалистов-профессионалов и широкую общественность. Более того, разработка большинства нормативных правовых актов должна быть поручена не министерствам и ведомствам, а отраслевым ассоциациям, научно-исследовательским институтам и другим представителям профессионального сообщества. Возможно, следует пойти по пути создания национальных советов по ключевым проектам и программам развития секторов экономики (здравоохранения, образования, науки, промышленности, транспорта, сельского хозяйства), которые стали бы партнёрами государства в решении стоящих перед страной задач.
Обеспечение доступности кредитов для реального сектора экономики. Для этого необходимо эффективно использовать такие инструменты, как рефинансирование кредитов, привлекаемых для модернизации предприятий, субсидирование ставок по кредитам, предоставление государственных и муниципальных гарантий. Должна быть продолжена реализация Программы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Для содействия отечественным производителям при поставке товаров на экспорт необходимо льготное кредитование зарубежных покупателей российской высокотехнологичной продукции.
4.4. Налоговая система - от перераспределения к стимулированию роста
Существующая налоговая система выполняет в основном фискальную функцию. Но она должна не только обеспечивать текущее наполнение бюджета, но и стимулировать развитие экономики, расширение налоговой базы.
Налоговая политика выполняет важнейшие задачи, стоящие перед государством. Это уход от сырьевой модели развития и модернизация экономики, снижение социального неравенства. Нужно уменьшить налоговую нагрузку на бизнес, создающий новые рабочие места, и инновационный бизнес. Выпадающие доходы могут быть компенсированы за счёт налогообложения сырьевых отраслей, увеличения акцизов на алкоголь и табак, экологических платежей. Необходимо сформировать эффективный механизм перераспределения средств из нефтегазового сектора в перерабатывающие отрасли.
Привлечение инвестиций в высокотехнологичные производства. Новым производствам в высокотехнологичных отраслях, а также коренным образом модернизированным должны предоставляться «налоговые каникулы». Инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы нужно облагать налогами минимально, а амортизацию инвестиций - ускорить. Ставки ввозных пошлин на необходимое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, должны быть низкими, но резко увеличиваться при наличии такого же оборудования, которое изготавливается в России. При создании нового или модернизации существующего производства из базы налога на прибыль необходимо исключить расходы на осуществление технологического присоединения к системам инженерно-технической инфраструктуры.
4.6. Государственные закупки
Необходимо радикально повысить эффективность государственных закупок и продолжить реформы в этой сфере.
- Создание новой системы государственных закупок, которая обеспечит мониторинг рыночных цен на закупаемую продукцию, выбор оптимального способа закупки, гарантию качества выполненных работ. Должны не только снижаться цена закупаемых товаров, работ и услуг, но и расти их качество. Главным критерием эффективности закупок должно стать достижение наилучшего конечного результата. Необходимо учитывать специфику закупок для государственных и муниципальных нужд сложной, инновационной, высокотехнологичной продукции.
- Синхронизация процедуры планирования и осуществления закупок с бюджетным процессом. Выделять деньги нужно в соответствии с объёмом стоящих перед органами власти задач. Распределение средств должно отражать и распределение работ закупки должны планироваться заранее и осуществляться своевременно.
- Неотвратимость ответственности за злоупотребления при проведении государственных закупок. Открытость информации о проводимых конкурсах и закупках позволяет общественности выявлять факты коррупции или превышения должностных полномочий. По каждому случаю нарушения конкурсных процедур необходимо проводить проверки. Виновные обязаны нести персональную ответственность, вплоть до уголовной. Результаты проверок должны публиковаться.
4.7. Государственное регулирование естественных монополий
Для развития бизнеса и улучшения качества жизни требуется новая, современная инфраструктура, значительную часть которой создают естественные монополии. Для интенсивного развития промышленного производства необходимая инфраструктура должна создаваться опережающими темпами. В то же время повышение цен на товары и услуги субъектов естественных монополий ведёт к увеличению расходов населения и предприятий, приводит к росту инфляции и снижает конкурентоспособность российской экономики.
Мы предлагаем реализовать следующие меры, направленные на развитие инфраструктуры и позволяющие ограничить темпы роста тарифов:
- Необходимо завершить структурные реформы естественных монополий, из которых должны быть выделены конкурентные виды бизнеса. Там, где конкуренция невозможна или нежелательна, предоставление услуг должно быть централизовано. Нельзя разбивать одну большую монополию на несколько маленьких. В частности, слияния и поглощения в генерирующих компаниях, конкурирующих на рынке электроэнергии, должны быть запрещены.
- Для модернизации инфраструктуры нужно привлечь в монопольные секторы дешёвый долгосрочный капитал. Для этого требуется формирование стабильных правил государственного регулирования и гарантии возврата инвестиций. Возможными инструментами, позволяющими привлечь финансовые средства в инфраструктурные отрасли, являются концессионные соглашения, а также закрепление формулы расчёта тарифов на долгосрочный период (пять лет).
- Расходы монополий должны быть прозрачны для потребителей. Информация об этом в соответствии с законодательством должна быть собрана в единой базе данных и размещена в Интернете в открытом доступе. Это позволит сравнивать и выявлять неэффективные расходы отдельных монополистов. Пора навести порядок и с закупками естественных монополий. Надо активнее использовать форму электронных торгов и размещать соответствующую информацию на интернет-ресурсах.
- Необходимо сформировать новые правила регулирования цен на товары и услуги инфраструктурных компаний как в конкурентных сегментах рынка, так и в монопольных. Это должно снизить темпы роста цен и тарифов инфраструктурных компаний и уменьшить их «вклад» в инфляцию.
- На несколько лет рост цен на услуги естественных монополий федерального уровня должен быть «заморожен» на уровне инфляции. В частности, при сохранении сегодняшних темпов роста цен на газ «Газпром» и дальше будет наращивать прибыль, которая в прошлом году составила более одного триллиона рублей. В то же время это приведёт к взвинчиванию цен на коммунальные услуги и электрическую энергию.
- Необходимо усовершенствовать процесс утверждения и контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов естественных монополий с точки зрения сокращения избыточного строительства и, главное, ограничения его стоимости, обеспечения прозрачности инвестиционных расходов.
- Требуется создать недискриминационные условия для подключения потребителей к системам инженерно-технической инфраструктуры. На фоне инфраструктурного дефицита вопрос подключения зачастую невозможно решить даже при условии оплаты полной стоимости услуги. Процветают полулегальные схемы. В сфере электроэнергетики необходимо обеспечить возможность подключения малых генераторов электрической энергии, а в газовой сфере - доступ нефтяных компаний к инфраструктуре транспортировки природного газа.
4.9. Наука, технологии, инновации
В глобальном мире невозможно конкурировать, владея технологиями вчерашнего дня. В этом смысле вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) станет большим испытанием для России. Конкуренция на внутреннем рынке значительно усилится. И для того, чтобы ее выдержать, необходимо использование современных технологий.
Сбалансированный экономический рост, построение высокоэффективного производства, обеспечение конкурентоспособности высокотехнологичных секторов отечественной экономики на мировых рынках невозможны без продуманной инновационной политики. Государство должно стимулировать технологическое перевооружение и помочь бизнесу получить доступ к современным иностранным технологиям.
Развитие инноваций невозможно без соответствующего кадрового потенциала. Наша страна должна воспитать собственных высококвалифицированных специалистов и вернуть тех, кто уехал за рубеж. Двери должны широко открыться и для зарубежных профессионалов, которые готовы приехать в Россию и делиться своими знаниями.
Одним из конкурентных преимуществ нашей страны всегда было наличие высоких научных достижений. Однако в последнее время роль России в мировом научном сообществе снижается. И связано это не только с сокращением расходов на финансирование отрасли, но и с появлением на мировой арене новых сильных игроков. В текущих условиях меры, которые применялись для укрепления и реализации российского научного потенциала, уже неэффективны.
Задача государства - поддержка исследовательских центров по всей стране, распространение передового опыта «Сколково» на другие регионы России. В ближайшие пять лет необходимо провести комплексную модернизацию научной сферы, качественно изменить подход как к определению приоритетных направлений, так и к финансированию исследовательской деятельности.
Приоритетная задача - создание, в частности, по модели Курчатовского института, комплексных центров по ведущим научным направлениям, где у России есть значительные достижения, обеспечение этих учреждений новой экспериментальной базой. Наша цель - вернуться на передовые рубежи мировой науки, рынка технологий и знаний.
Необходим новый национальный план фундаментальных исследований, согласованный со стратегиями развития ключевых технологий и формирующимися технологическими платформами по приоритетным направлениям научных исследований и технологических разработок.
Для преодоления сложившегося отставания и модернизации сферы науки и технологий предлагаем предпринять следующие шаги:
- Увеличение государственного финансирования науки, при этом уделяя особое внимание долгосрочным программам и проектам. Необходимо внедрить новые, конкурсные механизмы распределения финансирования, основанные на оценке результативности научных институтов, лабораторий или отдельных учёных согласно международной практике.
- Усиление помощи малому инновационному бизнесу.
- Интеграция научно-исследовательских институтов и ведущих высших учебных заведений. В первую очередь это коснется ВУЗов, готовящих магистров по естественно-научным направлениям.
- Расширение научного сообщества. Развитие науки возможно только при условии, что в России будет сформирована «критическая масса» учёных по всем стратегическим направлениям. Для того чтобы создать ее, необходим как приток в науку вчерашних талантливых студентов, так и привлечение в Россию квалифицированных преподавателей и исследователей из-за рубежа, в первую очередь наших соотечественников, а также установление более тесных связей с российской научной диаспорой за границей.
5.1. Новое качество власти
В демократическом государстве эффективная политика - результат цивилизованной конкуренции людей и мнений. Поэтому возможности влияния общества на власть необходимо усиливать.
5.2. Эффективная власть
5.2.1. Профессионалы во власти
Быть чиновником в России стало модно и престижно. Но при этом многие молодые люди стремятся стать госслужащими не потому, что эта профессия даёт богатый опыт, а потому, что приносит большую и быструю выгоду. Аналогично происходит и с некоторыми кадровыми назначениями. Люди не понимают, благодаря каким заслугам чиновники получили свои столь немалые посты.
Работа на государственной службе предполагает большую ответственность и высокие требования к квалификации. Наша задача - поднять профессиональный уровень государственных служащих, работающих на благо страны.
- Привлекать на работу в органы государственной власти и местного самоуправления известных и уважаемых в профессиональном сообществе людей. Их авторитет и опыт, знания и умения будут задавать высокие стандарты работы власти в целом.
Эффективно использовать кадровые резервы, создавать «кадровые лифты», обеспечивающие ротацию и обновление власти.
5.2.2. Эффективное управление и государственные услуги
Провести общественную экспертизу всех действующих норм и правил с точки зрения пользы для общества и бизнеса. Эта работа должна быть проделана совместными общественно-государственными комиссиями в течение 2012 года. По её итогам Правительством и Федеральным Собранием может быть принят план действий. Нормы и правила, мешающие жить гражданам и бизнесу, должны быть изменены в первоочередном порядке.
- Ввести доказательный порядок необходимости и эффективности того или иного вида регулирования, при этом исключить необоснованные утверждения и нечёткие требования. Уровень требований должен устанавливаться исходя из степени риска, затрат бюджетов всех уровней, издержек предпринимателей и граждан по их соблюдению.
- Ввести механизм «красной кнопки» на сайтах федеральных и региональных министерств и ведомств для обращения как предпринимателей, так и граждан в случае ущемления их прав. Необходимо разработать чёткий и строгий регламент работы с такими обращениями, чтобы исключить формальные ответы без принятия реальных мер.
5.2.3. Противодействие коррупции
Мы предлагаем:
- Запустить программу «Общественный (народный) контроль». Её задача - силами Общероссийского народного фронта с привлечением граждан, общественных организаций, политических партий осуществлять постоянный контроль за работой органов государственной власти и местного самоуправления. Народ выбирает власть, даёт ей право от своего имени решать общественные вопросы. А следовательно, имеет право знать и контролировать её действия, прежде всего, в наиболее коррупционноёмких сферах: государственных закупках, дорожном строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, правоохранительной деятельности
6. Новая региональная политика
В многообразии регионов - сила России.
С одной стороны, государство должно стимулировать развитие регионов, опираясь на их уникальные конкурентные преимущества. С другой - обеспечивать высокие стандарты качества жизни на всей территории страны, не допускать значительной дифференциации в уровне жизни между регионами.
6.2. Развитие регионов
Направления развития регионов определяются их специализацией, сформированной как под влиянием объективных факторов (природные ресурсы - минеральная база и земля; географическое положение - торговые пути, выход к морю, граница с другими государствами), так и приобретёнными факторами (например, численность населения, инфраструктура, общественные институты).
6.2.8. Северо-Западный федеральный округ
Особенность (и вызов, и возможность) для Северо-Западного региона страны - это близость к странам Европейского Союза, обеспечивающая как дополнительные рынки сбыта продукции, так и более высокий уровень конкуренции. Развитие этого региона страны должно происходить по следующим направлениям:
- Рост производств, ориентированных на экспорт товаров в страны Европейского Союза, а также транспортной и логистической инфраструктуры, необходимой для осуществления экспорта. Требуется обеспечить расширение портовой инфраструктуры, налаживать железнодорожное и автомобильное сообщение с соседними странами.
- Эффективное использование экономического, культурного и научного потенциала Санкт-Петербурга. Город на Неве - «вторая столица» России, и перспективы его поэтому во многом схожи с Московской агломерацией. У Санкт-Петербурга существует значительный потенциал в создании инновационных и наукоёмких производств, сферы услуг и туризма.
- Производство потребительских товаров в окрестностях Санкт-Петербурга, ориентированных на удовлетворение потребностей «второй столицы».
- Развитие туристического потенциала. Северо-Западный регион достаточно богат культурными и природными достопримечательностями, что создаёт уникальные условия для оказания в округе всего спектра туристических услуг, включая экологический туризм. Необходимо восстановление туристического потенциала городов Псковской, Новгородской, Ленинградской, Вологодской областей как старейших территорий становления русской культуры.
6.3. Поддержка развития территориальных кластеров
Неоднородность российского экономического пространства создаёт потребность в концентрации энергии развития, идей, производств, городской и образовательной инфраструктуры на одной территории, в так называемом территориальном кластере.
Процесс организации территориальных кластеров включает в себя:
- разработку стратегий развития ключевых для кластера производств;
- организацию площадок (промышленных и научных парков и т.д.), на которых должно создаваться новое производство;
- развитие образовательного и научного сектора кластера;
- создание городской инфраструктуры.
В качестве пилотных проектов инновационных производственных кластеров выделяются:
Димитровград (Ульяновская область) - ядерные технологии;
Железногорск (Красноярский край) - ядерные и космические технологии;
Томск, Северск (Томская область) - медицинские и биотехнологии, ядерные технологии, информационные технологии;
Саров, Дубна, Троицк, Обнинск, Протвино - ядерные технологии, информационные и компьютерные технологии;
Зеленоград, Пущино - медицинские и биотехнологии.
Подобных проектов в России должно быть в разы больше, а миссия государства - оказывать им заметную поддержку.
8.2. Обороноспособность страны
В числе первоочередных - вопросы обеспечения Вооружённых Сил современными автоматизированными пунктами управления и информационными комплексами, замена устаревших аналоговых средств связи цифровыми, расширение возможностей систем электронной и радиотехнической безопасности и разведки.
Вывести на качественно новый уровень оборонные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В рамках НИОКР должны проводиться важнейшие фундаментальные исследования, результаты которых потенциально могут быть использованы для создания прорывных оборонных технологий. При этом, по возможности, при проведении таких исследований нужно обеспечить открытость и конкуренцию. Создание мощной фундаментальной базы в области физики, математики, химии, микробиологии, кибернетики и других стратегически важных областей науки не только станет мощным катализатором инновационных прикладных исследований, но и создаст настоящую кузницу научных и инженерных кадров для оборонного комплекса страны. Эти исследования приведут к созданию технологий двойного назначения, стимулируют производственные инновации, помогут развивать фундаментальные исследования. Необходимо снимать необоснованный режим секретности с многих видов разработок: это позволит более активно использовать их в народном хозяйстве. Нужна специальная структура для поиска и разработки прорывных технологий для «оборонки», многие из которых найдут применение в повседневной жизни.
- Военные заказы должны быть не только инструментом обеспечения нужд Вооружённых Сил, но и их модернизации, выступать гарантом стабильной работы отечественного оборонно-промышленного комплекса, включая государственные и частные предприятия. Необходимо создавать условия для конкуренции за получение государственного оборонного заказа и снижения цен на закупаемую продукцию. Размещать государственный оборонный заказ нужно не на один, а сразу на три года вперёд. Кооперация с другими странами допускается как исключение в тех случаях, когда отсутствуют возможности производства российских аналогов критически важных новейших вооружений.
Необходимо совершенствовать механизмы материального и морального поощрения учёных и инженеров, вносящих вклад в укрепление оборонного потенциала страны.
9. В заключение
Мы считаем, что в результате реализации Программы народных инициатив за следующие пять лет Россия войдет в пятёрку крупнейших экономик мира. Для этого потребуется создание современной общественной инфраструктуры, необходимой нашим гражданам и бизнесу, опережающими темпами. Необходима реализация политики новой индустриализации, которая обеспечит модернизацию существующих и строительство новых промышленных производств, основанных на современных технологиях и конкурентоспособных на мировом уровне.
Реализация комплексного подхода к территориальному планированию развития страны будет способствовать оптимальному размещению производительных сил.
10.11.2011