«ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АВТОКОМПОНЕНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АВТОКОМПОНЕНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»
Президент Санкт-Петербургской ассоциации производителей автокомпонентов, Первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга, д.э.н., профессор С.Д.Бодрунов
Правительство РФ проводит стратегический курс на развитие отечественного машиностроения как «локомотива» экономики России. Особое значение в этой связи придается развитию автомобилестроительной отрасли и смежных с ней отраслей по производству автомобильных узлов и компонентов, поскольку именно автомобилестроение, как свидетельствует мировой опыт, всегда служило мощным рычагом обновления технологий, внедрения новых научно-технических и конструкторских разработок, создания новых рабочих мест и развития и преобразования региональной экономики.
Администрация Санкт-Петербурга ведет активную работу по размещению на территории города производственных мощностей ведущих мировых производителей автомобилей: у нас уже работают заводы компаний Ford и Toyota, к строительству своих заводов в городе приступили крупнейшие мировые автоконцерны, такие как Nissan, General Motors, Suzuki и Hyundai. По заявленным этими компаниями объемам выпуска к 2012 году в городе будет производиться ежегодно от 800 тыс. до 1 млн. автомобилей.
Однако в любой стране реально автомобильная промышленность развивается тогда и только тогда, когда страна производит автокомпоненты, поскольку производство автокомпонентов технологически существенно более продвинутое, кооперационно - более сложное, в объемах производства автомобиля - составляет максимальную долю. Не секрет, что в последние 20 лет наблюдается общая тенденция - увеличение доли стоимости компонентов в автомобиле.
Именно по этой причине Правительством Российской Федерации одним из основных условий привлечения крупнейших иностранных автопроизводителей (автосборщиков) для организации производства на территории Российской Федерации было установлено требование о т.н. «локализации производства» автокомпонентов на территории РФ, в соответствии с которым иностранным автопроизводителям предоставляются временные таможенные льготы на ввоз комплектующих при условии обеспечения в течение ограниченного срока приобретения автокомпонентов, услуг и иных работ в размере 30-40% от стоимости автомобиля у российских производителей.
С учетом стоимостного объема производства легковых автомобилей в регионе к 2012 году в размере около 10 млрд. Евро рынок локализованных автокомпонентов должен составить 3-4 млрд. Евро.
Для Санкт-Петербурга автопром в крупных масштабах - явление новое. Рассматривая эту проблему, Правительство Санкт-Петербурга своевременно осознало, что формирование кластера производителей автокомпонентов для решения вопроса локализации автосборки без активного содействия со стороны города будет существенно затруднено, что может объективно негативно повлиять на развитие производства автокомпонентов в регионе и, соответственно, на реализацию проекта формирования автопромышленного кластера в целом.
В этой связи Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга совместно с Правительством Санкт-Петербурга приняли решение о создании специального координирующего органа по разработке проектов соответствующих городских нормативных актов, целевой городской программы по развитию производства автокомпонентов и контролю их реализации - Рабочей группы по разработке и реализации мероприятий, направленных на формирование кластера производителей (поставщиков) комплектующих изделий для нужд автомобильной промышленности Санкт-Петербурга. Рабочая группа осуществила ряд мероприятий по формированию кластера производителей автокомпонентов, определила модель и в 2007 году утвердила концепцию формирования кластера, представленную Санкт-Петербургской ассоциацией производителей автокомпонентов (СПбАПАК). Концепция кластера производителей автокомпонентов, разработанная СПбАПАК при участии консультационной компании Agiplan (Германия), сочетает в себе как общие черты, присущие организации всех автопромышленных кластеров, так и особенности формирования автомобилестроительной отрасли в петербургском регионе.
Дело в том, что упомянутые выше 6 автосборочных заводов располагаются на 3-х производственных площадках в разных частях города и пригородной зоны, которые, однако, объединяются современной многополосной городской кольцевой автомагистралью. В этой связи было логичным предположить, что часть производства комплектующих целесообразно разместить в непосредственной территориальной близости от автосборочных заводов, а остальных производителей автокомпонентов - в отдельном индустриальном мегапарке, расположенном в непосредственной близости к кольцевой автомагистрали.
Т.о., согласно Концепции, Санкт-Петербургский кластер производителей автокомпонентов будет состоять из:
- 1) Центрального индустриального промышленного парка - ядра кластера;
- 2) Индустриальных парков по производству автокомпонентов - сателлитов автосборочных заводов;
3) Региональных предприятий т.н. 2-го и 3-го «уровней кооперации», поставляющих производителям автокомпонентов сырье, материалы, мелкие комплектующие и элементную базу.
Центральный индустриальный парк Санкт-Петербургского кластера производителей автокомпонентов будет расположен на территории в 80 Га с возможностью его расширения на 20-30 Га.
Центральный индустриальный парк, очевидно, будет иметь достаточно традиционный характер и по своей структуре, и по своей компоновке участков и зон. Он, однако, будет несколько отличаться от традиционных технопарков такого типа составом присутствующих в нем технологий и, соответственно, продуктовым рядом, поскольку будет ориентирован на потребности не одного конкретного автопроизводителя, а сразу на всех, а также будет учитывать наличие у некоторых автоконцернов сателлит-парков, частично поддерживающих производство наиболее емкой или критичной для них продукции. На каждый парк-спутник автосборочных заводов будут выделены площадки по 15-20 Га. Таким образом, общая площадь индустриальных парков Санкт-Петербургского кластера производителей автокомпонентов разместится на территории около 170-190 Га и будет располагать около 600 тыс. кв.м. производственных площадей.
Согласно произведенных нами с компанией Agiplan предварительных расчетов, объем инвестиций в здания и сооружения всех индустриальных парков для производителей автокомпонентов составит 450-560 млн. Евро. Объем инвестиций в инфраструктуру индустриальных парков составит 57-72 млн. Евро.
В соответствии с концепцией создания Санкт-Петербургского кластера производителей автокомпонентов, промышленное оборудование для производства комплектующих в индустриальных парках будет приобретаться каждым участником кластера самостоятельно в зависимости от его потребностей. По экспертным оценкам, общий объем вложений в данное оборудование может составить от 620 до 740 млн. Евро.
Таким образом, общий объем вложений в проект создания кластера составит от 1,1 до 1,4 млрд. Евро.
"Промышленник России"
2008