ГОСЗАКАЗ КАК СТИМУЛ ИННОВАЦИЙ
ГОСЗАКАЗ КАК СТИМУЛ ИННОВАЦИЙ
Сегодня, в условиях экономической депрессии, остро стоит вопрос не только о сохранении стратегических отраслей промышленности страны, но и о дальнейшем их развитии, вне зависимости от сложившейся ситуации. Именно об этом - наш разговор с генеральным директором ОАО «АВАНГАРД» Валерием Антоновичем ШУБАРЕВЫМ.
-Валерий Антонович, кризис вносит свои коррективы в производственную, финансовую и маркетинговую политику промышленных предприятий. Скажите, пожалуйста, какие изменения произошли во внешней и внутренней политике ОАО «АВАНГАРД»?
-Ситуация, связанная с экономическими аспектами кризиса, безусловно, оказала влияние но экономическую и производственную политику предприятия. Достаточно сказать, что финансирование ФЦП и программ по линии Минобороны значительно сократилось, по некоторым параметрам - и до 100 %. Безусловно, мы, как и многие предприятия нашей отрасли, несем определенные издержки. Исходя из этой ситуации, делается ставка на выпуск гражданской продукции массового спроса, что позволяет предприятиям как-то держаться на плаву. Но было бы неверно считать, что ОАО «АВАНГАРД», кардинально изменило свой стратегический курс. Напротив, в качестве «ключевой задачи» мы, как и прежде, занимаемся решением проблем городского хозяйства. В основу этого направления положены инновационные разработки конкурентоспособной продукции, аналогов которой нет за рубежом.
В качестве примера стоит напомнить о том, что специалисты ОАО «АВАНГАРД» не первый год занимаются разработкой проектов, касающихся мониторинга газовой, пожарной, инженерно-технической, техногенной и конструкционной безопасности. Причем вопросы обеспечения конструкционной безопасности туннелей, мостов, метрополитена и других важных объектов обеспечения жизнедеятельности, оценка и мониторинг напряженно-деформированных состояний этих особо опасных при эксплуатации сооружений, сегодня особенно актуальны. Наглядным примером является сочинский проект.
По существу, все, что сегодня сделано для города в области инновационных разработок -полностью применимо для сочинского проекта. При этом часть проектов для Сочи одобрена в высших инстанциях. В то же время мы надеемся, что разработки, которые мы предлагаем для нашего города, будут востребованы не только для Сочи, но и найдут свое применение в других регионах страны. Именно деятельность в направлении решения городских задач, по условиям регионального госзаказа, является одним из ключевых моментов поддержки предприятий в условиях кризиса - отрицать это бессмысленно. Система госзаказа должна не только помочь предприятиям с наименьшими потерями выйти из кризиса, но и стать мощным рычагом для поступательного движения вперед, ведь госзаказ - это вложение капитала, направленное на дальнейшее развитие производства.
Должен заметить, что, несмотря на нынешнюю экономическую депрессию, многие предприятия радиоэлектронного комплекса города, в том числе, конечно, и ОАО «АВАНГАРД», поставили себе именно такую задачу - путем модернизации перейти от фазы временной стагнации к фазе эффективного и устойчивого развития производства. Руководители наших предприятий, надо отдать им должное, совершенно верно уловили главную мысль - без развития инновационных разработок будущего для российской промышленности нет, тем более для радиоэлектроники.
-Валерий Антонович, ряд разработок вашего объединения по итогам прошлого года были признаны правительством Санкт-Петербурга лучшими инновационными проектами города. Расскажите, пожалуйста, об этих разработках.
-Первый проект напрямую связан с обеспечением нашей с вами безопасности - это созданная специалистами ОАО «АВАНГАРД» автоматизированная система мониторинга безопасности промышленных, социальных, жилых, строительных и инженерно-технических объектов. Благодаря этой системе повышена достоверность оценки технического состояния объектов, сокращено время на проведение самой оценки, значительно повышены сроки жизни объектов, предотвращены незапланированные разрушения.
Если человек не чувствует себя в полной безопасности в этом мире, то ни о каком качестве жизни не может быть и речи. В России данная проблема стоит особенно остро. Это связано с расширением и глобализацией инженерно-технических структур, с прогрессирующей тенденцией износа и старения производственных фондов. Если к вышесказанному добавить стремительное повышение технической и энергетической оснащенности труда и жилья, то мы получим вполне завершенную картину.
Проект, о котором идет речь, представляет собой комплекс автоматизированных систем мониторинга безопасности промышленных, социальных, жилых, строительных и инженерно-технических объектов, которые позволяют обеспечить гарантированную инженерно-техническую безопасность жизнеобеспечения человека. К ним относятся:
-«Автоматизированная система мониторинга напряженно-деформированного состояния мостов, туннелей и других строительных объектов промышленного назначения, зданий, сооружений и объектов жилищного и социального назначения»;
-«Интегрированная система мониторинга и контроля технического состояния трубопроводов городского хозяйства»;
-«Автоматизированная система газовой и пожарной безопасности жилых, социальных и общественных объектов с использованием сенсорных датчиков новых поколений».
Второй проект призван обеспечить безопасность объектов промышленного и коммунального газопользования - это автоматизированная система контроля уровня загазованности «АСКУЗ», которая обеспечивает получение, индикацию, хранение данных и срабатывание исполнительных устройств (сирен, газозапорных клапанов, вентиляторов и других приборов), остановку работы источников газа или перевод всего процесса в безопасное состояние.
И, наконец, третий проект - это бытовые стационарные газосигнализаторы, предназначенные для автоматического контроля концентрации природного и сжиженного газа в жилых помещениях.
-В апреле этого года в Петербурге прошла научно-практическая конференция, посвященная вопросам внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий в ОАО «РЖД». Между тем известно, что специалистами ОАО «АВАНГАРД» разработан ряд проектов, которые нашли свое применение на Московском и Петербургском метрополитене. Хотелось бы узнать, какие из этих разработок может предложить ОАО «АВАНГАРД» нашим железнодорожникам?
-Метрополитен - это очень сложный комплекс сооружений. Специалисты ОАО «АВАНГАРД» сотрудничают с коллегами Московского метрополитена, наряду со специалистами, если можно так сказать, смежных направлений, потому, что кроме оценок напряженно-деформированных состояний стенок метрополитена, здесь приходиться отслеживать нарушения горизонтали конфигурации метро, различные состояния, связанные с температурными характеристиками, постоянные воздействия скальных пород. Часть этих работ выполняет ОАО «АВАНГАРД» в рамках пилотного проекта внедрения и наладки автоматизированных систем мониторинга безопасности.
Что касается непосредственно ОАО «РЖД», то это прежде всего обслуживание тоннельного хозяйства малой и большой протяженности. Если говорить о сотрудничестве с Октябрьской железной дорогой, то здесь на первый план выходят вопросы безопасности мостового хозяйства. Безотносительно к контексту вопроса, замечу, что сегодня городское правительство поставило нам задачу провести комплекс мероприятий по мониторингу технического состояния Володарского моста ~ определить вибрации во времени, в зависимости от напряженности транспортного потока, наличие высоких перегрузок, при состоянии «ночь-день» с учетом перепадов температуры. Вопрос принципиальный. Он очень волнует «мостовиков», которые отлично понимают, что без современного мониторинга безопасности, в лучшем случае, они получат быстрый износ конструкции, в худшем -катастрофу. И таких разработок в области автоматизированных систем безопасности, какие имеют специалисты ОАО «АВАНГАРД» в мировом сообществе пока нет.
Сегодня очень много говорят об инновационной стратегии, порой не наполняя этот термин конкретным содержанием. Проекты, о которых мы сегодня говорили, это и есть конкретный высокотехнологичный продукт реализации инновационной стратегии ОАО «АВАНГАРД», направленной как на обеспечение потребностей городского хозяйства, так и на решение вопросов импортозамещения. Для того, чтобы активизировать и скоординировать эту работу в масштабах всей страны, необходима государственная межотраслевая программа развития импортозамещающих производств. При этом вкладывать имеющиеся средства нужно прежде всего, в базисные отрасли промышленного производства причем целенаправленно на базе госзаказа, ведь закупка государством продукции, важна не только тем, что помогает предприятиям выжить в условиях кризиса, но и дает возможность развития последующих инноваций. Здесь нет ничего экстраординарного, и мы не раз поднимали этот вопрос в соответствующих инстанциях.
Межотраслевой информационно-аналитический журнал "Индустрия"
№2 (59)/2009