ГОСЗАКАЗ КАК СТИМУЛ ИННОВАЦИЙ

ГОСЗАКАЗ КАК СТИМУЛ ИННОВАЦИЙ

Сегодня, в условиях экономической депрессии, остро стоит вопрос не только о сохранении стратегических отраслей промышленности страны, но и о дальнейшем их развитии, вне зависи­мости от сложившейся ситуации. Именно об этом - наш разговор с генеральным директором ОАО «АВАНГАРД» Валерием Антоновичем ШУБАРЕВЫМ.

-Валерий Антонович, кризис вносит свои коррективы в производственную, финансовую и маркетинговую политику промышленных предприятий. Скажите, пожалуйста, какие из­менения произошли во внешней и внутренней политике ОАО «АВАНГАРД»?

-Ситуация, связанная с экономическими ас­пектами кризиса, безусловно, оказала влияние но экономическую и производственную полити­ку предприятия. Достаточно сказать, что финан­сирование ФЦП и программ по линии Минобо­роны значительно сократилось, по некоторым параметрам - и до 100 %. Безусловно, мы, как и многие предприятия нашей отрасли, несем определенные издержки. Исходя из этой ситуа­ции, делается ставка на выпуск гражданской про­дукции массового спроса, что позволяет пред­приятиям как-то держаться на плаву. Но было бы неверно считать, что ОАО «АВАНГАРД», кар­динально изменило свой стратегический курс. Напротив, в качестве «ключевой задачи» мы, как и прежде, занимаемся решением проблем го­родского хозяйства. В основу этого направле­ния положены инновационные разработки кон­курентоспособной продукции, аналогов которой нет за рубежом.

В качестве примера стоит напомнить о том, что специалисты ОАО «АВАНГАРД» не первый год занимаются разработкой проектов, касаю­щихся мониторинга газовой, пожарной, инже­нерно-технической, техногенной и конструкци­онной безопасности. Причем вопросы обеспе­чения конструкционной безопасности туннелей, мостов, метрополитена и других важных объек­тов обеспечения жизнедеятельности, оценка и мониторинг напряженно-деформированных со­стояний этих особо опасных при эксплуатации со­оружений, сегодня особенно актуальны. Нагляд­ным примером является сочинский проект.

По существу, все, что сегодня сделано для города в области инновационных разработок -полностью применимо для сочинского проекта. При этом часть проектов для Сочи одобрена в высших инстанциях. В то же время мы надеемся, что разработки, которые мы предлагаем для на­шего города, будут востребованы не только для Сочи, но и найдут свое применение в других регионах страны. Именно деятельность в на­правлении решения городских задач, по усло­виям регионального госзаказа, является одним из ключевых моментов поддержки предприятий в условиях кризиса - отрицать это бессмыслен­но. Система госзаказа должна не только по­мочь предприятиям с наименьшими потерями выйти из кризиса, но и стать мощным рычагом для поступательного движения вперед, ведь гос­заказ - это вложение капитала, направленное на дальнейшее развитие производства.

Должен заметить, что, несмотря на нынешнюю экономическую депрессию, многие предприятия радиоэлектронного комплекса города, в том числе, конечно, и ОАО «АВАНГАРД», поставили себе именно такую задачу - путем модернизации пе­рейти от фазы временной стагнации к фазе эф­фективного и устойчивого развития производства. Руководители наших предприятий, надо отдать им должное, совершенно верно уловили главную мысль - без развития инновационных разрабо­ток будущего для российской промышленности нет, тем более для радиоэлектроники.

-Валерий Антонович, ряд разработок ваше­го объединения по итогам прошлого года были признаны правительством Санкт-Петербурга лучшими инновационными проектами города. Расскажите, пожалуйста, об этих разработках.

-Первый проект напрямую связан с обеспе­чением нашей с вами безопасности - это создан­ная специалистами ОАО «АВАНГАРД» автомати­зированная система мониторинга безопасности промышленных, социальных, жилых, строительных и инженерно-технических объектов. Благодаря этой системе повышена достоверность оценки тех­нического состояния объектов, сокращено время на проведение самой оценки, значительно повы­шены сроки жизни объектов, предотвращены незапланированные разрушения.

Если человек не чувствует себя в полной бе­зопасности в этом мире, то ни о каком качестве жизни не может быть и речи. В России данная проблема стоит особенно остро. Это связано с расширением и глобализацией инженерно-тех­нических структур, с прогрессирующей тенден­цией износа и старения производственных фон­дов. Если к вышесказанному добавить стреми­тельное повышение технической и энергетичес­кой оснащенности труда и жилья, то мы получим вполне завершенную картину.

Проект, о котором идет речь, представляет со­бой комплекс автоматизированных систем мони­торинга безопасности промышленных, социальных, жилых, строительных и инженерно-технических объектов, которые позволяют обеспечить гаранти­рованную инженерно-техническую безопасность жизнеобеспечения человека. К ним относятся:

-«Автоматизированная система мониторинга напряженно-деформированного состояния мос­тов, туннелей и других строительных объектов про­мышленного назначения, зданий, сооружений и объектов жилищного и социального назначения»;

-«Интегрированная система мониторинга и контроля технического состояния трубопрово­дов городского хозяйства»;

-«Автоматизированная система газовой и пожарной безопасности жилых, социальных и общественных объектов с использованием сен­сорных датчиков новых поколений».

Второй проект призван обеспечить безопас­ность объектов промышленного и коммуналь­ного газопользования - это автоматизирован­ная система контроля уровня загазованности «АСКУЗ», которая обеспечивает получение, ин­дикацию, хранение данных и срабатывание ис­полнительных устройств (сирен, газозапорных клапанов, вентиляторов и других приборов), ос­тановку работы источников газа или перевод всего процесса в безопасное состояние.

И, наконец, третий проект - это бытовые ста­ционарные газосигнализаторы, предназначенные для автоматического контроля концентрации при­родного и сжиженного газа в жилых помещениях.

-В апреле этого года в Петербурге прошла научно-практическая конференция, посвящен­ная вопросам внедрения энерго- и ресурсосбе­регающих технологий в ОАО «РЖД». Между тем известно, что специалистами ОАО «АВАН­ГАРД» разработан ряд проектов, которые нашли свое применение на Московском и Петербургс­ком метрополитене. Хотелось бы узнать, какие из этих разработок может предложить ОАО «АВАН­ГАРД» нашим железнодорожникам?

-Метрополитен - это очень сложный комп­лекс сооружений. Специалисты ОАО «АВАН­ГАРД» сотрудничают с коллегами Московского мет­рополитена, наряду со специалистами, если мож­но так сказать, смежных направлений, потому, что кроме оценок напряженно-деформированных со­стояний стенок метрополитена, здесь приходить­ся отслеживать нарушения горизонтали конфигу­рации метро, различные состояния, связанные с температурными характеристиками, постоянные воздействия скальных пород. Часть этих работ вы­полняет ОАО «АВАНГАРД» в рамках пилотного проекта внедрения и наладки автоматизирован­ных систем мониторинга безопасности.

Что касается непосредственно ОАО «РЖД», то это прежде всего обслуживание тоннельно­го хозяйства малой и большой протяженности. Если говорить о сотрудничестве с Октябрьской железной дорогой, то здесь на первый план вы­ходят вопросы безопасности мостового хозяй­ства. Безотносительно к контексту вопроса, за­мечу, что сегодня городское правительство по­ставило нам задачу провести комплекс мероп­риятий по мониторингу технического состояния Володарского моста ~ определить вибрации во времени, в зависимости от напряженности транспортного потока, наличие высоких пере­грузок, при состоянии «ночь-день» с учетом пе­репадов температуры. Вопрос принципиальный. Он очень волнует «мостовиков», которые отлич­но понимают, что без современного монито­ринга безопасности, в лучшем случае, они по­лучат быстрый износ конструкции, в худшем -катастрофу. И таких разработок в области авто­матизированных систем безопасности, какие имеют специалисты ОАО «АВАНГАРД» в миро­вом сообществе пока нет.

Сегодня очень много говорят об инноваци­онной стратегии, порой не наполняя этот тер­мин конкретным содержанием. Проекты, о ко­торых мы сегодня говорили, это и есть конкрет­ный высокотехнологичный продукт реализации инновационной стратегии ОАО «АВАНГАРД», направленной как на обеспечение потребнос­тей городского хозяйства, так и на решение вопросов импортозамещения. Для того, чтобы активизировать и скоординировать эту работу в масштабах всей страны, необходима государ­ственная межотраслевая программа развития импортозамещающих производств. При этом вкладывать имеющиеся средства нужно преж­де всего, в базисные отрасли промышленного производства причем целенаправленно на базе госзаказа, ведь закупка государством продукции, важна не только тем, что помогает предприятиям выжить в условиях кризиса, но и дает возможность развития последующих ин­новаций. Здесь нет ничего экстраординарно­го, и мы не раз поднимали этот вопрос в соот­ветствующих инстанциях.

 

Межотраслевой информационно-аналитический журнал "Индустрия"

№2 (59)/2009