О совершенствовании нормативно - правового регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды

 

Уважаемые члены комиссии!

На рассмотрение сегодняшнего совещания внесена очень важная тема - тема рационального использования и охраны естественной  среды.

Теперь о значении естественной  среды для нашего производства. С одной стороны - это просто один из ресурсов производства, наряду с финансовыми, трудовыми, материальными и информационными ресурсами. С другой стороны - естественная среда это поистине колыбель человечества и человечество активно эту колыбель разрушает. Итак, проблема есть и проблема важная.

Теперь хочу напомнить о важнейшем инструменте разрешения проблем, в том числе проблем с охраной естественной среды. Это наш старый добрый программно - целевой подход. С точки зрения этого подхода нужно определиться по целям развития и взаимоувязать цели и ресурсы. Какова наша цель? В изложении Президента РФ и Председателя Правительства РФ эта стратегическая цель звучит как рост конкурентоспособности в глобальной экономике на основе инноваций и инвестиций. Иногда добавляют в основу институты и инфраструктуру. Итак, с целеполаганием все достаточно ясно - нужно вписать нашу экономику в систему международных обменов. Но не как экономику колониального типа, поставляющую эти самые естественные природные ресурсы на глобальный рынок и закупающую на вырученные средства все остальное, нужное для жизни. А как экономику инновационную, активно переходящую от пятого технологического уклада к шестому. Как экономику, активно торгующую на мировом рынке инновационными продуктами на основе нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий и так далее. Как экономику, рационально использующую эту естественную среду с минимальным ее загрязнением.

Именно для этих приоритетных инновационных видов экономической деятельности нужно в приоритетном порядке предоставлять ресурсы - финансовые, материальные, трудовые и те самые естественные, о которых идет речь сейчас. Где этот перечень приоритетных видов промышленно - инновационной деятельности? Его до настоящего времени нет. Нет в стране, нет в регионах, нет у бизнеса. Я хочу еще раз напомнить о необходимости четкого определения промышленно - инновационной политики. О необходимости которой много говорится и говорилось на разных уровнях и которой до настоящего времени нет. В зале найдутся оппоненты, которые могут сказать, что перечень критических технологий утвержден. Ну и что? Какое значение он имеет в практической хозяйственной деятельности?

Нам нужен не просто перечень. Нам нужна благоприятная предпринимательская среда для этого перечня, благоприятный предпринимательский климат. Именно об этом постоянно говорит наш Российский Союз. У нас для всех постоянно растут тарифы монополистов, у нас для всех ставки кредитования превышают 20%, у нас для всех одинаково суровый таможенный и налоговый кодекс. Примеры можно продолжать. Если кто-то вспомнит об имеющейся программе развития до 2020 года, то могу предположить, что значение ее во многом утрачено. Во-первых, в программе полностью не учтен фактор кризиса, а это ведет к недостоверности всех остальных прогнозных расчетных показателей. Во-вторых - программа не базируется на четком определении промышленно - научной политики на перспективу.

В-третьих - в разработке программы не принимал участие бизнес. Проектировки бизнеса не запрашивались и не учитывались разработчиками программы. Не получили учета и проектировки регионов. В-четвертых - загрязнение природы во многом происходит объектами энергетического хозяйства - добычей природных ресурсов на месторождениях, транспортировкой и их использованием для получения тепла и электроэнергии. У нас с Вами огромные потери энергии в промышленности. Есть ли меры по ликвидации этих недостатков? Они есть, но они весьма дороги, поэтому значительную часть расходов должно взять на себя государство, бизнес нужно привлекать для софинансирования. Все эти вопросы требуют разработки и реализации соответствующих государственных программ.

Теперь о базовых показателях для прогноза. На чем базируется программно - целевой подход? В частности, на анализе динамики развития за соответствующий период, на анализе статистической информации. Исходя из этого, рассмотрим сегодняшнюю кризисную ситуацию в экономике. Можно предположить, что этот процесс будет продолжаться несколько лет. Нужно ли его учесть в вопросе рационального использования естественной среды? Рациональное использование естественной среды - это затратный процесс. Это издержки для предприятий. Давайте обсуждать - нужно ли в этот тяжелейший период иметь льготные, щадящие для предприятий условия пользования естественной средой? Иными словами - нужно ли в этот тяжелейший период добивать промышленность штрафами? Можно предположить, что под достаточно слабое методическое обоснование основ природоохранной деятельности подводятся новые природоохранные органы контроля, новые проверки, новые штрафы. Природа останется, но промышленности в ней не будет.

Можно ли в отрыве от сегодняшнего кризиса и в отсутствие четкой научно - промышленной политики формировать нормативно - правовую базу регулирования в области природопользования? Думаю, что нет. В силу этого можно предположить, что сам процесс формирования природоохранного законодательства методически не обоснован. Он превращается в препирательства между интересами бизнеса и интересами природоохранных органов без четкой методической основы для разрешения этих проблем. Вношу на обсуждение эти вопросы и предлагаю высказать свое мнение. Приглашаю к обсуждению.

Спасибо за внимание!