О мерах по устранению административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности

 

Уважаемая Валентина Ивановна, коллеги!

Как уже отмечалось, противодействие коррупции и устранение административных ограничений в предпринимательской среде тесно связаны между собой. Можно сказать, это звенья одной цепи. Коррупция представляет собой хорошо законспирированный, саморегулируемый, взаимовыгодный обмен материально-финансовыми ценностями, услугами и информацией на всех уровнях.

Как известно, с помощью взяток преодолеваются любые административные барьеры. Поэтому, для исключения  данного явления, прежде всего необходимо избавиться от объективных факторов, порождающих коррупцию, таких как:

- избыточные масштабы государственного администрирования;

- отсутствие действенного контроля властных структур;

- ущербность кадровой политики и технологий принятия решений;

- деформированность правового и нравственного сознания общества, допускающего и даже оправдывающего коррупцию.

Наконец-то начал работать Указ Президента РФ № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении  предпринимательской деятельности» и принятый в его исполнение Федеральный Закон № 294 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Хочется обратить внимание на одну особенность данного Закона, которая благотворно скажется на наших взаимоотношениях. Теперь органы государственного контроля несут ответственность за нарушение законодательства РФ при осуществлении своей деятельности, включая обязанность возместить вред, причиненный при осуществлении государственного контроля.

Особенно много претензий со стороны бизнес-сообщества звучит в адрес налоговых органов. До выхода в свет этого закона бизнес был беззащитен перед налоговиками. Хорошие результаты, на мой взгляд, дадут и другие, уже принятые меры, такие как:

- введение преимущественно уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности и сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления;

- замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;

- замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий;

- исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего  предпринимательства и другие.

Особо хотел бы остановиться на необходимости в ближайшее время внести изменения в Федеральный закон № 94, который по своей сути является тормозом в деле создания высокотехнологичной, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, т.к. главным критерием при выборе победителя конкурса является цена предлагаемого изделия, услуги или продукта, а не его качественные характеристики. Очень громоздок и длителен перечень процедур и документов, а также инстанций, которые задействованы в подготовительной работе.

Необходимо решительнее переходить к информационной экономике, т.к.она упрощает человеческую деятельность и повышает ее эффективность, уменьшает, а в большинстве случаев искореняет саму возможность взяточничества. Сегодня пока главным толкователем и распорядителем того или иного законодательного акта или инструкции является рядовой чиновник, число которых после 1991 года неизмеримо возросло.

По-прежнему применяются технологии прошлого века - письма по обычной почте, очереди на прием, совещания у чиновников, телефонные звонки, обмен бумажными носителями информации и т.д. и т.п. Необходимо разработать и внедрить современные информационные технологии, так называемое «электронное правительство». Бизнес должен четко знать регламенты работы по важнейшим направлениям деятельности Правительства, ответственных исполнителей по этапам работы и сроки исполнения. Информация о ходе рассмотрения конкретных обращений предприятий, организаций и отдельных предпринимателей в органы государственного, городского и муниципального управления, если она не является государственной тайной, должна помещаться в Интернете.

В настоящее время органы государственного, городского и муниципального управления  оказывают большое количество платных услуг бизнесу в процессе его хозяйственной деятельности. Растут издержки предприятий на преодолении требований контролирующих и надзорных органов. Этим повышается стоимость производимой продукции, снижается ее конкурентоспособность. Мы предлагаем проанализировать существующее положение и разработать меры по снижению количества подобных платных услуг, выявить ряд функций органов городского и муниципального управления, которые было бы целесообразно для выполнения передать бизнесу.