Лучшее время для принятия оптимальных решений в изменившихся условиях экономики
Лучшее время для принятия оптимальных решений в изменившихся условиях экономики
«Это даже хорошо, что пока нам плохо!»*
(часть первая)
"Лозунг главного героя из кинофильма «Айболит-66»
Наступило такое время, которое заставляет принимать те кардинальные решения, которые Вы давно собирались сделать, но не решались по самым разным причинам.
Все консультанты предлагают пересмотреть численность и кадровый состав персонала Вашей компании. Это необходимо и правильно, но начинать надо, конечно, с других более, на наш взгляд, важных мероприятий. Их достаточно много и не все приведены здесь, т.к. многие носят точечный характер и имеют строго индивидуальную направленность.
Те же, что могут быть полезны нашим читателям, мы приводим здесь.
- Продумать целесообразность сохранения всех направлений Вашего бизнеса с учетом конкретных достижений.
- Критически оценить свое участие в инвестиционных проектах.
- Провести профессиональный анализ дебиторской задолженности по всем счетам, в том числе:
- Определить динамику изменения объёма дебиторской задолженности поквартально за 2-3 года;
- Установить конкретных ответственных по каждой просроченной сумме;
- Выяснить причины продолжающейся отгрузки в адрес неплательщиков (организационные выводы обязательны);
- Направить в арбитражные суды иски по всем сомнительным и безнадёжным долгам (независимо от размера суммы).
- При требовании срочных платежей по кредиторской задолженности использовать возможность применения дисконта.
- Проанализировать себестоимость выпускаемой продукции по видам с целью сокращения или прекращения выпуска убыточных изделий и определения резервов для минимизации расходов.
- Пересмотреть стандартные отпускные цены, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения в зависимости от проведенных переговоров.
- Рассмотреть возможность отпуска продукции в кредит под залог или поручительство и иные способы обеспечения.
- Определить возможность изменения условий поставки сырья, комплектующих и т.п., прибегая к услугам альтернативных поставщиков - оговаривая оплату в кредит.
- Отказаться от посредников и заключить прямые договоры.
- Работать с колёс, не создавая запасов - изменить логистику.
- Ужесточить контроль за работой специалистов, отвечающих за закупки (введение комиссионных за снижение закупочных цен при усилении входного контроля качества).
- С учётом предыдущих решений провести реинжиниринг всех бизнес процессов.
- После оптимизации кадрового состава экономию средств направить на повышение оплаты труда в виде премий и персональных надбавок только за конкретные его результаты, но не сразу, а в качестве компенсации инфляционного процесса.
- Увеличить (на год) процент комиссионных при уменьшении базовой оплаты в отделах маркетинга и продаж (выплачивать немедленно по факту поступления оплаты).
- Активно использовать Интернет для рекламных целей.
- Внимательно наблюдать за действиями ближайших конкурентов в Вашем секторе бизнеса -делать своевременные выводы.
И еще несколько важных замечаний.
Все действия администрации необходимо максимально быстро доводить до работников компании, не допуская слухов и сплетен.
Правительство планирует сократить число банков, а Ваш банк должен работать еще 100 лет.
Очень важно сохранить имидж компании. Не следует отказываться от определенных признаков, свидетельствующих прямо или косвенно о благополучии фирмы, в том числе не отказываться полностью от рекламы.
Именно сейчас необходимо немедленно начать или активно продолжать разработку новых, может быть нетривиальных направлений развития Вашего бизнеса, выпуска новых изделий и услуг, выход в другие регионы, поиск новых партнёров и клиентов. Подумайте о возможности объединения.
Любая гроза или буря всегда кончается, и снова будет светить солнце!
И Вы встретите этот день вместе со своей командой дружных и сплочённых профессионалов, продолжая активно работать с добросовестными поставщиками и покупателями, внедряя новые идеи по продвижению своего бизнеса в других регионах.
Успехов и удачи Вам!
Генеральный директор ЗАО «АКГ ИНАУДИТ»
Президент Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга А.П.Кузнецов
«Это даже хорошо, что пока нам плохо!»*
(часть вторая)
*Лозунг главного героя из кинофильма «Айболит-66»
Сегодня мы продолжаем рассматривать те меры, которые с нашей точки зрения необходимо предпринять в настоящее время руководству компаний, вне зависимости от форм собственности и от отраслевой направленности возглавляемых ими предприятий.
Проблема составления бухгалтерской отчетности - «ахиллесова пята» многих, в том числе и крупных фирм.
Как сделать, чтобы отчётность была однозначно реалистична для принятия управленческих решений и в тоже время привлекательна для инвесторов, банков, клиентов и контрагентов. Это камень преткновения для многих собственников, которые вынуждены полагаться на умение, опыт и желание работать своих финансовых служб.
Очень часто за внешне красивой обёрткой финансовой отчетности, составленной в т.ч. и по международным стандартам, скрывается непонимание правил отражения тех или иных операций, и как следствие, финансовых результатов деятельности предприятия в целом.
Нет решений дающих, безусловно, положительный эффект, поэтому следует рассмотрев все плюсы и минусы, сделать свой выбор. Вариант таких решений мы вам предлагаем.
Поскольку неблагоприятная финансовая ситуация носит объективный характер, вы никого не удивите своими убытками. Поэтому сейчас оптимальное время для инвентаризации своих активов и списания с баланса тех из них, которые признаны вами нереальными.
А таких могло накопиться немало, в т.ч.:
- Неиспользуемые, устаревшие, но полностью несаммортизированные основные средства и нематериальные активы;
- Долгосрочные финансовые вложения в акции и паи предприятий, которые уже не существуют;
- Просроченные векселя нереальные к погашению;
- Денежные средства на счетах в давно неработающих банках;
- Залежалые ТМЦ, которые невозможно ни продать, ни использовать;
- Незавершенное производство по заказам, которые не будут реализованы;
- Просроченная дебиторская задолженность и т.п.
Продолжим в том же духе. Создадим резервы по тем убыткам, которые могут возникнуть у нас в будущем, когда неблагоприятный период закончится, и необходимо будет демонстрировать темпы роста финансовых результатов и убытки будет иметь уже неприлично!!!
Такими резервами в бухгалтерском учете могут быть:
- Резерв по сомнительным долгам - создается в случае, когда срок исковой давности не истек, но существуют серьезные сомнения в получении дебиторской задолженности;
- Резерв под снижение стоимости материальных ценностей - создается по МПЗ, которые морально устарели, потеряли свое первоначальное качество и т.п. на разницу между их балансовой и текущей рыночной стоимостью;
- Резерв предстоящих расходов - создается на сумму запланированного ремонта основных средств, штрафных санкций по нарушенным условиям договоров, гарантийного ремонта и обслуживания реализованной продукции и т.п.
- Резерв под обесценения вложений в ценные бумаги - создается по ценным бумагам, не котирующимся на фондовых биржах, облигации, вклады в уставные капиталы других предприятий и др., если имеет место существенное снижение их стоимости на разницу между учетной и расчетной стоимостью.
- Любые другие резервы, создаваемые с учётом специфики различных отраслей.
И вот все реальные убытки показаны. Чем же можно их компенсировать, чтобы не выглядеть банкротом? В этом случае, вспоминаешь о соломке, которую надо было подстелить, если знать, где упадешь.
В данном случае речь идет об уставном капитале, поскольку его размер определяет устойчивость предприятия в неблагоприятных условиях.
Если мы этого во время не сделали, то сейчас хорошо бы не допустить отрицательного значения капитала (уставный + резервный + добавочный - убыток).
Какие у нас есть возможности? Прежде всего, это просроченная кредиторская задолженность, которую мы вовремя не присоединили к прибыли, поскольку не хотели подводить ее под налог. К сожалению, она есть далеко не у всех.
А вот возможность переоценить по текущей рыночной стоимости ранее приобретенную недвижимость есть у многих. Мы сразу получаем ничем не облагаемый добавочный капитал. А увеличенный налог на имущество уменьшит налог на прибыль. Добавочный капитал, ранее образованный от переоценок, проводившихся в период 1992 -1997 годов по постановлениям Правительства РФ, своевременно не списанный при реализации переоцененного имущества, присоединим к прибыли. И вот все выглядит не так уж и страшно.
Да, консультации хороших специалистов, которые могут вовремя предупредить о возможных проблемах и предложить пути их решения стоят не дешево, но затраты на «разбор завалов» и «тушение пожара» обойдутся на два или три порядка дороже.
И в заключении пожелание всем представителям бизнес сообщества:
«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой».
Успехов и удачи Вам!
Генеральный директор ЗАО «АКГ ИНАУДИТ» А.П.Кузнецов
Генеральный директор ЗАО «АК «Альтернатива» А.А.Левашова