Предложения СПП СПб по изменениям в ФЗ о водоснабжении и водоотведении и подзаконные акты Правительства РФ

 

Предложения СПП СПб  по изменениям в Федеральный закон  о водоснабжении и водоотведении и подзаконные акты  Правительства Российской Федерации

1.        В Федеральный закон  «О водоснабжении и  водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ

1.1.  Статья 20  Пункт 11 дополнить следующим содержанием:

При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации допускается рассчитывать по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в согласованные с организацией водопроводно-канализационного хозяйства сроки представить ей данные, необходимые для расчета стока (%) по каждому выпуску (коэффициент выпуска - Кв).

2.1. Статья 26  Пункт 7 дополнить следующим содержанием:

            Нормативы допустимых сбросов (НДС) разрабатываются по методике, утверждаемой постановлением Правительства РФ, при этом НДС не должны быть жестче нормативов для питьевой воды.

2.       В Постановление  Правительства Российской Федерации  «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении  изменений в некоторые акты Правительства Р Ф» от 29.07.2013  № 644

 2.1. Раздел  III  Пункт 83 дополнить следующим содержанием:

В случае отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений.

При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации допускается рассчитывать по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в согласованные с организацией водопроводно-канализационного хозяйства сроки представить ей данные, необходимые для расчета % стока по каждому выпуску (Кв).

2.2. Раздел VII Пункт 120 заменить  формулу П =  Кк  х Т х Q

 на формулу П = Кк  х Т х Q х Кв, 

где Кв- коэффициент, учитывающий  % от общего объема сточных вод на выпусках абонентов в системы коммунальной канализации.

Установить обоснованные значения коэффициента компенсации - Кк  потому, что приведенные значения существенно превышают экономически обоснованные расходы организаций ВКХ на устранение последствий загрязнений.

2.3. Раздел VII  Пункт 121 строка 7 - перед словом «обязан» вставить слова: «на основании акта, составленного с участием Водоканала, Департамента Росприроднадзора по СЗФО и Абонента» далее по тексту.

2.4. Раздел VII Пункт 123 заменить  формулу П = СУММАi [ (ФКi-ДКi) : ДК i]  х Т х Q              на  формулу П = СУММАi [ (ФКi-ДКi) : ДК i]  х Т х Q х Кв                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

где,  Кв- коэффициент, учитывающий % от общего объема сточных вод на выпусках абонентов в системы коммунальной канализации.

Т -  конкретная цена за нанесенный вред по каждому из 33 видов загрязнений, указанных в приложении № 3 Правил холодного водоснабжения и водоотведения.

2.5.             Раздел Х в пункте 143 заменить слова: «более чем на 10 процентов» на слова:

«пропорционально проценту изменения производственной программы» далее по тексту.    

3.       В Постановление  Правительства Р Ф  «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» от 04.09.2013  № 776

3.1. Раздел  III Пункт 15  дополнить следующим содержанием:

д) метод расчета баланса водопотребления и водоотведения, основанный на нормах, изложенных  в  СНиПах  и  указанных  в  паспортных  данных  водопотребляющего оборудования.

3.2. Раздел  IV Пункт 23  дополнить следующим содержанием:

При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации допускается рассчитывать по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в согласованные с организацией водопроводно-канализационного хозяйства сроки представить ей данные, необходимые для расчета % стока по каждому выпуску (Кв).

3.3. Раздел IV пункт 25 дополнить следующей фразой:

Если у Абонента имеется несколько канализационных выпусков, то Методические указания по расчету общего объема принятых (отведенных) сточных вод, должны учитывать порядок распределение стоков по конкретным выпускам Абонента.

4. В постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»

4.1. Раздел  IV  пункты  11 д) и 12 л)  внести уточнения:   Каким документом определены сроки ликвидации аварий и повреждений или неисправностей.

4.2. Раздел VI  пункт 21 г)  дополнить фразой: «и  проводить  параллельный  отбор  проб  сточных  вод.»

4.3.     Раздел Х пункт 33 после слова «декларацию» вставить слова: «по установленной организацией ВКХ форме»  далее по тексту

 

4.4.     Раздел  Х  пункт 35  в скобках заменить цифру «6» на цифру «3» и дополнить фразой:

«и учесть 3 анализа проведенные в текущем году организацией ВКХ,»

4.5.     Раздел IX пункт 54 дополнить фразой: «и возмещения  причиненных  Абоненту  убытков».

 

4.6.     Приложение № 5 дополнить фразой:

«Абонент имеет право перераспределить нормативы по объему отводимых сточных вод в соответствии с сезонными изменениями производственной программы».

5.           Ни в Законе № 416-ФЗ, ни в постановлении № 644 ничего не сказано о том, какие  взаимоотношениях  должны быть  у Абонента с субабонентом.  Может быть  стоит Абонента  наделить по отношению к субабоненту  такими же правами какие имеет предприятие ВКХ по отношению к Абоненту.

6.           Необходимо исправить следующие опечатки:

6.1. в приложении № 5 к постановлению Правительства РФ № 644  в разделе 2  Расчет платы заменить во второй строке слова: «пунктом 120» на слова «пунктом 113», а в 5-й строке слова «пунктом 123» заменить на слова «пунктом 120».

6.2. в постановлении Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 в разделе IV пункт 36 слова: «более чем на погрешность» заменить на слова: «не более чем на погрешность».

Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что до сих пор не установлены тарифы на водоотведение сточных вод (п. 39 Правил) и тарифы на сброс сверхнормативного объема сточных вод (п. 146 Правил), что создает дополнительные трудности во взаимоотношениях между предприятиями города и Водоканалом.

По  действующему  законодательству  все  предприятия  делятся  на  три  группы:

1. Те,  у кого  объем  стоков  с одного выпуска  более 200 куб.м. в сутки, - они обязаны  ставить       счетчики  сточных  вод;

2. Те, у кого объем стоков менее 30 куб.м.в сутки, - они не обязаны ставить счетчики на стоках ;

3. Все остальные, а их подавляющее большинство, но их лишили права организации коммерческого  учета   сточных  вод  путем  разработки  балансов  водопотребления и водоотведения (далее БВВ) и, таким образом, подставили под дамоклов меч формулы расчета компенсации за вред, нанесенный системам централизованного водоотведения (далее ЦСВ) (см. п. 123 постановления 644). При расчете по этой формуле загрязнение, выявленное  на одном из многочисленных выпусков предприятия (если по другим пробы на анализ не отбирались) вполне можно умножить на весь объем его сточных вод и, таким образом, разорить предприятие.

Показатели этой формулы никак не учитывают объемы стоков не попадающих в систему канализации в силу особенностей технологических процессов на предприятиях, не имеют никакой связи с видом загрязняющего вещества (хотя очевидно, что разные загрязнители по разному влияют на состояние ЦСВ и, стало быть, наносят разный ущерб). К тому же, расчетная сумма никак не связана с размером фактически причиненного вреда, а является абстрактной величиной, подлежащей безусловному взысканию с предприятия.

Будет справедливо, если расчетную сумму компенсации за вред, нанесенный ЦСВ,  дифференцируют в зависимости от вида загрязнителя. Ну хотя так, как это делается при расчете негативного влияния на окружающую среду. Там каждому виду загрязнителя соответствует своя цена за тонну сброса, а здесь всех подравняли под одну гребенку, хоть ртутью загрязняй стоки, хоть летучими - цена одна, зависящая только от % превышения норматива умноженного на тариф за отведение 1 кубометра сточных вод. А нужно умножать на цену транзита каждого загрязнителя в отдельности в зависимости от его вредоносного влияния на сети. 

Всё это приводит к тому, что предприятия третьей группы поставлены в условия жесткого выбора - где больше потеряешь: на многомиллионных затратах при устройстве не очень хорошо работающих узлов учета сточных вод (особенно на безнапорных системах канализации предприятий) или на неоправданных платежах организациям ВКХ за не оказанные услуги по приему «объемов сточных вод», не попадающих в канализационные сети и непомерных платежах за якобы вред, нанесенный ЦСВ. В этих условиях достигнуть, провозглашенного Законом 416-ФЗ соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, и их абонентов, по нашему мнению, можно только с применением БВВ, позволяющего учесть безвозвратные потери воды и рассчитать (а не зафиксировать плохо работающим счетчиком) процентное соотношение сточных вод по выпускам абонента.

О каком балансе интересов можно говорить, если  п. 33 Правил осуществления  контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных 525 постановлением Правительства, написано: «Параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (pH, растворенные газы), а также веществ, не смешивающихся с водой. То есть лаборатории, выбранные организациями ВКХ для анализа проб сточных вод, получили возможность безнаказанно писать в результатах анализа всё, что угодно по таким загрязнителям как жиры, ХПК, БПК5, а оспорить эти сведения теперь не возможно. В результате, организации ВКХ получили в свои руки мощную дубину, которой они легко уломают не понравившихся им абонентов. Наверное, это положение тоже необходимо изменить, дав возможность предприятиям (как было ранее) оспаривать несправедливые результаты анализов, путем представления результатов анализов параллельных проб, выполненных тоже в аккредитованной и аттестованной на независимость лаборатории в органы по аккредитации деятельности лабораторий, которые  принимают окончательное решение по вопросу о том, какая лаборатория дает более правильный результат.


Также предлагаем дополнения:

1.         помимо вопросов о количестве проб по декларации, отсутствует методика заполнения этого документа и разъяснения к нему;

2.         при отмене распоряжения 148 предлагаем по приложению 3 (п. 123, п. 114 правил 644) следующее: в формуле должен быть не тариф на водоотведение, а тариф на транзит каждого загрязняющего вещества сточных вод по канализационным трубам, а во втором случае тариф на очистку каждого загрязняющего вещества соответственно при разработке методики НДС (которой пока нет);

3.         По российскому законодательству право устанавливать допустимые концентрации на сброс загрязняющих веществ в системы канализации и платы за сброс делегировано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Допустимые концентрации прочих абонентов рассчитаны по Нормативно допустимому сбросу (далее - НДС) для Водоканалов. Большая часть Предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) для техногенных загрязняющих веществ рассчитана на основании ПДК рыбхоза. Для сооружений биологической очистки это технически недостижимые концентрации. По результатам статистического исследования Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (далее - РАВВ) работы очистных сооружений ОАО «Мосводоканал» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» за три года доказаны незначительные изменения концентрации техногенных загрязнений на входе и выходе с очистных сооружений, бессмысленность жёсткого нормирования (и очистки) техногенных загрязняющих веществ, так как это не даст положительного эффекта в системе «локальные очистные сооружения - городские очистные сооружения».

По выводам РАВВ:

  • Для ненормируемых абонентов (меньше 200 м3/сутки) нормативы допустимых концентраций сброса загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения, должны устанавливаться исключительно для всех видов негативного воздействия на данные системы по приложению № 3 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (далее - Правила 644). Следует отметить, что для общесплавной канализации Санкт-Петербурга биохимическое потребление кислорода (БПК 5) составляет 700 мг/м3.
  • Нецелесообразно нормировать сооружения биологической очистки по техногенным загрязняющим веществам, разумнее устанавливать нормативы по биохимическому потреблению кислорода (БПК), химическому потреблению кислорода (ХПК), взвешенным веществам, общему азоту, общему фосфору, а нормативы по техногенным веществам устанавливать по факту сброса с очистных сооружений.
  • Для нормируемых абонентов нормативы устанавливать по НДС Водоканалов, с учетом эффективности очистки нормируемых показателей качества сточных вод и фактического сброса техногенных веществ.