Доклад А.А.Тучака на XIII Санкт-Петербургском конгрессе "Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке" 22.11.2019

 

Уважаемые участники конгресса!

Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга является крупнейшей в городе общественной организацией работодателей, он объединяет предприятия и организации промышленности, строительства, науки, транспорта, связи и других отраслей экономики, а также отраслевые ассоциации, холдинги и концерны.

Позвольте мне кратко представить текущее состояние промышленного комплекса - основу благосостояния нашего города.

Индекс промышленного производства, являющийся основным показателем уровня развития промышленности, в Санкт-Петербурге растет уже 47 месяцев, существенно опережая российские данные.

В прошедшем 2018 году индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге составил 105% при среднем в России 102,9%. По итогам 10 месяцев текущего года - 104,5%.

Доля Санкт-Петербурга в общем объеме машиностроительной продукции России составляет более 11%.

При этом в Санкт-Петербурге, в отличие от общероссийской ситуации, основа промышленности - это обрабатывающий сектор, а не добывающий.

Петербургские предприятия продолжают наращивать свою экспортную деятельность. В 2018 году на внешний рынок было поставлено товаров почти на 26,5 млрд. долларов США, что на 21% выше уровня 2017 года. Крупнейшими экспортерами являются производители транспортных средств, продуктов питания, предприятия IT-отрасли, машиностроители и металлурги.

За девять месяцев текущего года на внешний рынок было поставлено товаров на 20,3 млрд. долларов США, что на 11% выше уровня соответствующего периода 2018 года.

В текущем году вклад промышленного комплекса в формирование доходной части бюджетов всех уровней по сравнению с другими секторами экономики города является наибольшим - 50,5%.

На рынке труда сохраняется стабильная ситуация с низким уровнем безработицы. Общее количество рабочих мест в организациях выросло на 7,6 тыс. мест, в том числе наибольший прирост наблюдается в сфере здравоохранения и социальных услуг, транспортировки и хранения, информатизации и связи. В этом году число рабочих мест увеличилось на 2,7%.

По итогам 2018 года численность безработных составила 45 тыс. человек или 1,5% численности рабочей силы, что среди субъектов Российской Федерации является одним из самых низких значений. Такое положительное лидерство Санкт-Петербург удерживает и в текущем году.

Средняя номинальная заработная плата по итогам 2018 года увеличилась на 10,2% и составила 60,1 тыс. рублей, что выше среднероссийского уровня на 38%. По итогам десяти месяцев текущего года средняя номинальная заработная плата составила 64,9 тыс. рублей.

В этой аудитории нет необходимости подробно останавливаться на всех показателях промышленной деятельности,  но отмечу, что именно работа промышленного комплекса оказывает непосредственное влияние на развитие других секторов экономики города: транспорта, строительства, связи, торговли и, в значительной степени, определяет реальные возможности решения основных социально-экономических задач Санкт-Петербурга.

Правительством города предпринимаются серьезные усилия для привлечения инвестиций в городскую экономику. Ведь что такое «хороший инвестиционный климат»? Это низкий уровень административных издержек, системность регулирования, максимальная открытость всех процессов, способствующая высокому уровню конкуренции. И самое главное - это обеспечение предсказуемости и доверия между всеми участниками процесса: бизнесом, правительством и населением.

Сегодня государственные институты развития и поддержки являются одним из важных инструментов экономической политики, стимулирующих развитие экономики. Их основная цель - содействие в решении задач по обеспечению устойчивого экономического роста и диверсификации экономики, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами.

Предоставляются субсидии промышленным предприятиям, через конкурсы стимулируются мероприятия по увеличению производительности труда и созданию высокотехнологичных рабочих мест, выделяются отдельные субсидии малому и среднему бизнесу. В Санкт-Петербурге существует система преференций для инвесторов, которая постоянно совершенствуется, учитывая новые потребности бизнес-сообщества и меняющуюся макроэкономическую ситуацию.

Мы считаем весьма полезными и эффективными используемые государственные инструменты поддержки отечественного производства, такие как, региональный Фонд развития промышленности, Технопарк Санкт-Петербурга, Особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Резидентам ОЭЗ предоставляются существенные налоговые и таможенные льготы, а также возможность воспользоваться упрощенным порядком предоставления земельного участка и льготной арендной платой за него. Общий объем внутренних затрат на научные исследования и разработки в Санкт-Петербурге составил более 120 млрд. рублей, численность работников данной сферы превысила 77 тыс. человек, что позволило городу занять третью позицию среди всех регионов страны по данному показателю.

Стабилизующим фактором для экономики города является государственный оборонный заказ. Доля петербургской продукции в российском оборонном заказе составляет 12%.

Потенциал наших оборонных предприятий всегда был значительным. И не будем забывать, что оборонные заводы - одни из самых высокотехнологичных в стране, за прошедшие годы в переоборудование предприятий были сделаны значительные инвестиции.

В этом важнейшем глобальном вопросе я бы особо отметил два момента.

С одной стороны, хотел бы всех нас предостеречь от стремления любыми путями и методами сократить расходы на оборону и, прежде всего, на создание новых систем и комплексов Вооружения и Военной техники. Нельзя непродуманно проводить конверсию. Это мы уже проходили.

К сожалению, военно-стратегических предпосылок для сокращения расходов на оборону нет и в ближайшее время не будет. Напомню одну цифру, годовой бюджет только Пентагона на сегодня составляет 750 млрд. долларов, сравните с нашим оборонным бюджетом.

Администрацией Д.Трампа в качестве приоритетных задач военного строительства выделены: повышение технической оснащенности ВС, в первую очередь совершенствование стратегической триады ядерных сил; расширение закупок вооружения и военной техники; завершение создания комплексной системы ПРО; повышение боевых возможностей в космическом пространстве; обеспечение кибербезопасности, а также увеличение численности ВС и повышение их боеготовности.

К наиболее важным направлениям финансирования относится совершенствование систем ВВТ для сохранения превосходства в воздухе (57,5 млрд. долларов), на море (34,7 млрд.) и на суше (14,6 млрд.), а также систем общего назначения, в том числе ПРО (13,6 млрд.). Развитие ядерных технологий потребует 14 млрд.долларов, повышение боевых возможностей в космическом пространстве - 14,1 млрд. и обеспечение кибербезопасности - 9,6 млрд. Ведутся также разработки гиперзвукового оружия (2,6 млрд. долларов) и оружия направленной энергии (235 млн.), к которому относится лазерное, ускорительное (рельсотрон), психотронное, инфразвуковое и др. Значительные средства направляются на разработку беспилотных систем (3,7 млрд.) и искусственного интеллекта (927 млн.долларов).

Для реализации намеченных планов в рамках федерального бюджета США на 2020 год выделяются 762 млрд.долларов, что на 36 млрд. или на 5% больше, чем в предыдущем году.

И это только США - без других членов НАТО.

И как Вы понимаете, значительная доля озвученных мною сумм будет направлена в научные разработки. То есть США через финансирование своего оборонного комплекса активно развивает научные технологии, которые активно внедряются в гражданскую промышленность. Яркий известный всем пример реализации такой схемы - создание интернета, начало разработки которого прошло через оборонный заказ.

Так что об обороне страны забывать не следует. Все должно быть в меру.

Нам нужно ещё много различных ресурсов: финансовых, технических, временных и, прежде всего, высококлассных специалистов, способных создавать высокотехнологичную, по-настоящему инновационную военную технику и вооружение.

С другой стороны, наш президент В.В. Путин главной «стратегической задачей» обозначил повышение доли гражданской продукции на предприятиях ОПК к 2025 году до 30%, к 2030 году - до 50%. И предприятиям ОПК есть где реализовывать свой потенциал - в стране реализуется ряд масштабных программ по модернизации электроэнергетики и развитию цифровой экономики, а также по внедрению наилучших доступных технологий, оснащению современным оборудованием медицинских учреждений, созданию индустрии по переработке отходов.

Конечно, в вопросе диверсификации оборонным предприятиям нужна помощь от государства. Ведь сегодня предприятия ОПК почти полностью, более чем на 80%, зависят от одного заказчика - государства. Действующая программа перевооружения Российской армии завершится уже в 2020г., большинство предприятий ОПК может столкнутся с проблемой поиска альтернативных источников выручки, ведь потеря выручки приведет к необходимости значительного сокращения  сотрудников.

Работа по диверсификации и государством и менеджментов заводов ведется.

В Санкт-Петербурге создан Совет по конверсии организаций оборонной промышленности, рассматриваются конкретные вопросы диверсификации производства и увеличения объема выпуска продукции гражданского и двойного назначения. Предприятия ОПК разрабатывают системы управления воздушным движением, медицинское и светодиодное оборудование, мотоциклы и катера, нефтегазовое оборудование и технику для ЖКХ. Наш Союз организовал работу по расширению номенклатуры и импортозамещению товаров, потребляемых естественными монополистами. Мы проводим работу с ОЖД, Метрополитеном, Водоканалом, ГУП ТЭК. Планируем активизировать взаимодействие с Комитетом по здравоохранению. На основе опыта членов Союза необходимо создавать новые высокотехнологичные производства и новые конкурентоспособные товары, как это делают: «Колианз Медикал», «Полисан», «Геоскан», «Элкус», «Диаконт», «Алмаз-Антей», «ЦНИИ РТК», «Балтийская промышленная компания», «Климов», «Адмиралтейские верфи», «Комсомольская правда», Холдинговая компания «Ленинец» и целый ряд других фирм выпускающих продукцию мирового уровня.

Нам сегодня необходимо определить основные направления инновационного развития научно-промышленного комплекса с тем, чтобы увеличить наш вклад в социально-экономическое развитие города и страны.

В настоящее время происходящие изменения весьма значительны, они реально демонстрируют, что мир, возможно, вступает в крупнейший за всю историю технологический переход, когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста. Совокупно эти масштабные изменения оцениваются как «новая промышленная революция» (которую часто называют «четвертой»), в основе которой лежит переход от массового производства к гибкому высокоэффективному производству. При этом «сквозными» процессами для всех видов производств становятся передовые технологии, платформенные решения и цифровая трансформация. Для России участие в новой технологической революции выступает одним из главных социально-экономических вызовов - очевидно, что мы должны перейти к новой модели развития на базе высокотехнологичных отраслей, основанных на научных знаниях и инновационных технологиях.

При этом важно понимать, что это не только и не столько цифровизация существующих процессов, а, прежде всего, постановка принципиально новых задач, решение которых невозможно без новейших технологий сбора, хранения, обработки и передачи больших объемов данных и выработки эффективных решений в режиме реального времени. Не менее важно изменить социальную среду обитания человека, сделать ее более комфортной и безопасной благодаря умным городам, эффективным и быстродействующим госучреждениям.

Россия, конечно, уже живет в цифровой эре. В нашей стране развиваются такие же процессы, как и во всем мире, но не всегда такими же темпами. При этом у нас есть огромное конкурентное преимущество - сохранившаяся система среднего и высшего технического образования, дающая прочную интеллектуальную и научную базу для подготовки кадров цифровой экономики. Регулярные победы россиян на международных олимпиадах  по точным наукам - яркое тому подтверждение. Так, например, команды Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики и Санкт-Петербургского университета являются неоднократными победителями международных олимпиад по программированию.

Тот же Петербургский национальный университет информационных технологий, механики и оптики начал строительства «ИТМО Хайпарк» - нового научного, образовательного и инновационного центра на юге Санкт-Петербурга.

В «ИТМО Хайпарке», который реализуется на территории города-спутника «Южный», на площади 2000 га предполагается построить более 8 млн.кв.м. научно-образовательной, производственной, коммерческой и жилой недвижимости.

Есть, одним словом, высокий потенциал уникального человеческого капитала и его надо разумно и эффективно использовать.