27-28 октября 2011 года в Санкт-Петербургском тех, колледже управления и коммерции состоялось заседание Экспертного совета

27-28 октября 2011 года в Санкт-Петербургском техническом колледже управления и коммерции состоялось организованное Центром межрегионального взаимодействия работодателей Северо-Западного федерального округа РСПП (Я.С.Мешавкин)заседание  Экспертного совета.

В мероприятии принял участие директор по экономике СПП СПб А.Д.Попов,  исполнительный
директор Национального агентства развития квалификаций И.А.Волошина,  а также эксперты по формированию  учебных планов учреждений системы образования Санкт-Петербурга.

С  германской стороны присутствовали представители Фонда Аденауэра, Российско-Германской внешнеторговой палаты, руководитель департамента технического профобразования компании «Даймлер».

Стороны заслушали информацию об особенностяхъ организации систем профобразования России и Германии. 

Дуальное профессиональное образование в Германии предполагает активное участие предприятия:

1. В подборе учащихся (в том числе на конкурсной основе) как со стороны, так и из числа работников предприятия и оформлении договоров.

Примечание: Фактически это можно сравнить с организацией подготовки по системе целевого обучения.

2. В разработке  стандартов профессионального образования, который состоит, как бы из двух взаимодополняющих частей.

В основе стандарта постоянная часть, разработанная Министерством образования,  регламентирующая порядок организации учебного процесса и порядок сдачи приема экзаменов.

Вторая часть формируется на основе требований конкретного работодателя. Представители
предприятия входят в группу  разработчиков стандартов и программ профобразования и прописывают стандарты под собственные потребности. Утвержденный стандарт является правовым документом и отступление от него может преследоваться по суду, как со стороны работодателя так и со стороны учащегося (выпускника). Эта часть стандарта предусматривает самостоятельную работу выпускника после сдачи экзаменов независимой комиссии из числа членов Германской Торгово-Промышленной палаты. 
При этом ,  работодатель, принимающий выпускника (на работу) не имеет права участвовать в работе экзаменационной комиссии.

Учебный процесс осуществляется в течении около 3,5 лет в цикле: 2 недели на предприятии, одна неделя в городской школе. На предприятии ученик осуществляет рабочие операции совместно с опытным специалистом-работником предприятия. В городской школе проходят теоретические науки, конкретно направленные на успешное выполнение  работы по будущей специальности (бухгалтерский учет и экономика, умение работать с клиентами и т.п.)

Примечание: Срок обучения может быть сокращен или увеличен в зависимости от способностей учащегося и особенностей учебной программы.

3. В организации практических занятий на предприятии, где выпускник будет работать.

4. В формировании стипендии на период обучения. 

Сравнительный анализ Российской  и Германской систем формирования стандартов профобразования показывает, что:

1. Образовательные программы (стандарты)  СПО и НПО  Санкт-Петербурга предполагают подготовку учащихся для широкого использования на рынке труде, без  привязки к конкретному предприятию(производственному процессу). Поэтому, от работодателей слышим, качество образования недостаточное, не соответствует требованиям работодателя, и что
выпускника ещё надо готовить на предприятии, чтобы он мог самостоятельно работать.

2. Работодатели слабо участвуют в разработке образовательных программ (стандартов), т.к. считают, что и так найдут работников и сами обучат.

3. Практика в российском образовательном процессе занимает, чаще всего, менее 30 %  и студент за это время не успевает получить достаточные навыки.

4. Работодатели не видят стимулов для затрат на практические занятия со студентами.
Наставничество требует значительных расходов, а также наставники должны  иметь некоторую психологическую и педагогическую подготовку, но затраты на это не нужны работодателю.

5. Образовательная система  в РФ  (если не оформлен ученический договор-ст.198 ТК РФ)не обязывает учащегося отрабатывать по полученной специальности на предприятии. В Германии: либо отработай, либо верни расходы на обучение.

6. Образовательная система СПО- программа «начального» высшего образования.

7. Работодатели слабо представлены в структурах, влияющих на качество образования.

8. Работодатели, зачастую, формально участвуют в экзаменационных процессах.