Объединиться, чтобы выжить

 

Тесное сотрудничество между ассоциациями позволяет выжить различным структурам из разных сфер реального сектора экономики.

О функциях и значении отраслевых союзов и ассоциаций в период кризиса, их роли в развитии выставочного бизнеса мы поговорили с Михаилом Лобиным, вице-президентом Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, первым вице-президентом Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций.

- Михаил Александрович, какой Вам видится роль отраслевых союзов и ассоциаций в решении общественных и социальных задач? Каким, на ваш взгляд, должен быть отраслевой союз, какие функции на себя брать?

- После демонтажа старой системы управления экономикой, предприятиям достаточно сложно стало работать с точки зрения восстановления кооперационных связей, координации работ. Поэтому главная задача отраслевых  ассоциаций -  это концентрация или объединение внутри себя предприятий, которые занимаются одним и тем же профилем выпускаемой продукции, обладают одним и тем же технологическим «переделом». Такое объединение аналитических, технологических возможностей создает центр компетенции. Он позволяет предприятиям сосредоточить свои усилия в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, более эффективно использовать  финансовые возможности, правильно обновлять основные фонды, не дублируя одно и тоже оборудование, которое будет загружено на 10-20 %,  добиваться более эффективного его использования, повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции. 

Ассоциации позволяют максимально пополнить научный и технический потенциал предприятий. При этом возможен и социальный  эффект. У некоторых  сохранились объекты социальной сферы - детские и оздоровительные лагеря, поликлиники -  которые могут обслуживать не одно, а несколько предприятий. Вкупе они могут использовать и эти социальные блага более эффективно. В конечном счете, ассоциации, это и более простое, понятное общение с городскими властями, которым удобнее разговаривать с ассоциациями и союзами, а не рассматривать интересы и проблемы каждого участника рынка в отдельности.

Вот, на мой взгляд, главные преимущества создания отраслевых ассоциаций, которые позвольте проиллюстрировать на примере Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций.

Мы предложили городу целый ряд инновационных разработок для внедрения в городское хозяйство, провели встречу с губернатором Валентиной Матвиенко, сделали локальную выставку этих инновационных разработок на ОАО «Аванград». После этого при губернаторе была создана комиссия из числа чиновников - руководителей профильных комитетов, которые рассматривают целесообразность применения этих продуктов на уровне городского хозяйства. Работа эта еще не закончена, и хотя мы находимся где-то в середине пути,  есть конкретные  результаты. Городские власти уже совершенно по-другому смотрят на проблему, и, естественно, руководство Ассоциации контролирует процесс, взаимодействует с чиновниками, принимает меры, чтобы работа не останавливалась, а внутренний спрос на производимые продукты увеличивался.

Ярким примером эффективной организации работы в рамках Ассоциации может служить создание кластера из целой группы предприятий, в которую вошли ФГУП «НИИТ»,  ОАО «МАРТ», ЗАО «Завод им. Козицкого», ОАО «НТЦ ВСП «Супертел ДАЛС», ЗАО «НПП ОСТ», для разработки комплекса  оборудования цифрового телевизионного вещания. Сегодня весь этот комплекс готов и конкурентоспособен по отношению к западным образцам, и мы будем продвигать его  для включения в Федеральную целевую  программу по переходу  РФ с аналогового на цифровое телевизионное вещание. Одной из основных задач Ассоциации является презентация и продвижения разработок предприятий на внутреннем и внешнем рынке. Так в этом году Санкт-Петербургская Ассоциация радиоэлектроники выставляет на Международном промышленном форуме «Российский промышленник» свой объединенный стенд, где представлены разработки практически всех входящих в нее  предприятий.

- Что способны сделать союзы для актуализации отраслевых направлений выставочных и конгрессных программ, ориентированных, как на решение проблем на макроэкономическом уровне, так и на уровне удовлетворения спроса товаропроизводителей?

- Иллюстрацией в качестве ответа на этот вопрос может послужить как раз подготовка стенда предприятий радиоэлектронной промышленности для «Российского промышленника». В сложных экономических условиях предприятия стараются экономить, прежде всего, именно на PR-мероприятих и выставках. Но мы изыскиваем средства, чтобы стенд радиоэлектроники стал на выставке ключевым. Экспозиция, которая сейчас имеет рабочее название «Город будущего», представит последние достижения предприятий, их инновационные разработки. Это технологии, технические разработки и продукция для организации безопасного и комфортного проживания людей, разработки в области медицинской техники - оборудование для  городской больницы от родильного отделения до отделения реанимации. Будут представлены и современные методы уличного освещения, которые позволят серьезно экономить электроэнергию на уровне города, а также возможности системы ГЛОНАС по управлению координацией движения транспорта и спецтранспорта. Посетители выставки увидят и возможности цифрового телевидения, которое завтра войдет в каждый дом.

На мой взгляд, такой серьезный подход в демонстрации достижений и их столь значительная концентрация может заинтересовать не только городское хозяйство Петербурга. Эти разработки будут востребованы и в других регионах, представители которых станут и посетителями и участниками выставки.

- В 2006 году в РСПП был создан Комитет по выставочной деятельности. Каковы его основные задачи и вклад в развитие выставочной отрасли? 

- Для Российского союза промышленников и предпринимателей комитеты по различным направлениям деятельности - традиционная форма организации работы. В РСПП существуют комитеты и по работе с антимонопольным комитетом, и с естественными монополиями, и с энергетикой и многие другие. Вы знаете, что Комитет РСПП по выставочной деятельности возглавляет Сергей Алексеев, председатель Европейского отделения Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), генеральный директор ОАО «ЛЕНЭКСПО», член президиума Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. Создание его было связано с тем, что за последнее время выставочная деятельность получила большое развитие. Стали организовываться серьезные и крупные мероприятия с участием множества предприятий в различных регионах России. Среди них - выставки в московском Экспоцентре, XIII МПФ «Российский промышленник» в Петербурге, крупнейшая выставка вооружений в Нижнем Тагиле, ряд проектов в Новосибирске, Нижнем Новгороде и т.д. По сути, в этой области требуется определенная  координация действий между организаторами и участниками с целью повышения эффективности выставочной деятельности. Посредством естественного обмена опытом, показа последних достижений повышается информированность, устанавливаются новые контакты. Комитет позволяет учесть опыт, выработать рекомендации, привлечь внимание к проводимым в различных регионах выставкам и форумам.

- Расскажите о конкретных результатах объединения усилий Комитета и РСВЯ.

- В этом году мы проводим Российскую инновационную неделю - яркий пример такого объединения усилий. Мероприятия Российской инновационной недели в Санкт-Петербурге - это II Международный Инновационный Форум и XIII Международный форум «Российский промышленник», организуемые Правительством Петербурга при участии и поддержке «Российской корпорации нанотехнологий», Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей. Комплекс конгрессных и выставочных мероприятий инновационной недели предоставляет участникам территорию делового общения с установлением «прямых контактов», возможность представить свои достижения в сфере инновационных разработок, их внедрения и коммерциализации, в развитии инновационной системы.

- Наблюдается ли переосмысление роли отраслевых союзов, рост влияния, расширение и корректировка обязанностей в период кризиса?

- Да конечно, здесь уместнее говорить об уровне Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, в который входит целый ряд отраслевых союзов и ассоциаций. Это Санкт-Петербургская Ассоциация предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций, Ассоциация промышленных предприятий Санкт-Петербурга, Строительная корпорация Санкт-Петербурга, Корпорация «Петербургская недвижимость», Ассоциация судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургская ассоциация производителей автокомпонентов, Межотраслевой союз транспортников и предпринимателей, Союз литейщиков Санкт-Петербурга, Союз предприятий пищевой промышленности Санкт-Петербурга, Ассоциация «Хлебопеки Санкт-Петербурга» и другие.

Во второй половине прошлого года разразившийся финансовый кризис заставил нас выработать меры и реальные предложения по поддержке отечественного производителя. Среди них меры по уточнению процедур госзаказа, гособоронзаказа, муниципального заказа; по увеличению в 2009 году затрат на разработку и реализацию федеральных и городских инновационных программ; по увеличению объема закупок высокотехнологичной продукции для нужд городского хозяйства Петербурга в 2009 году; по обеспечению преференций для отечественного производителя; по исключению в максимальной степени участия в конкурсах посредников в пользу производителей и поставщиков и другие эффективные предложения.

В декабре 2008 года на очередном  заседании президиума СПб СПП антикризисная программа была рассмотрена с участием губернатора Валентины Матвиенко, выработаны совместные меры, которые были направлены в РСПП, федеральному правительству, партии Единая Россия. Целый ряд этих предложений нашел отражение в конкретных мероприятиях правительства России. Такое сотрудничество между ассоциациями обращает на себя внимание и дает положительные результаты потому, что эти предложения - итог коллективного творчества, целый комплекс мер, который позволяет выжить различным структурам из разных сфер реального сектора экономики.