Развитие диалога бизнеса и власти (на примере Санкт – Петербурга).
Петербургская техническая ярмарка.
13-15 марта 2007 года.
Развитие диалога бизнеса и власти (на примере Санкт – Петербурга).
>Уважаемые участники нашего совещания!
Тема предлагаемого Вашему вниманию сообщения – взаимодействие бизнеса и власти на примере деятельности нашего Союза. С самого начала возникает вопрос: есть ли необходимость в этом самом взаимодействии? Можно ли без него обойтись? Может быть лучше и проще, если каждый сам по себе будет заниматься своими делами? А невидимая рука рынка все сама взаимоувяжет и согласует. Основной тезис, на котором будут базироваться все остальные положения в этом сообщении следующий: будем предполагать, что основы взаимодействия городской администрации и бизнеса должны быть в целом обусловлены теми задачами, которые стоят перед городской администрацией и бизнесом. И если решение этих задач в свою очередь прямо зависит от конструктивного взаимодействия сторон – то взаимодействие необходимо.
Важнейшие задачи города – рост доходов бюджета, повышение уровня жизни населения, достижение стандартов проживания – многие из этих стратегических задач вообще не могут быть решены без активного участия бизнеса. Например, структура доходов города в определяющей степени зависит от бизнеса, что видно из диаграммы.
Из диаграммы видно, что почти две трети своих доходов город получает от бизнеса. А значит, и все программы развития города также прямо зависят от работы бизнеса в городе.
При этом 90% всех предприятий и организаций относятся к частному виду собственности. А это означает, что большая часть всех работающих в городе получают свои доходы также от бизнеса. Отчисления в пенсионный и другие социальные фонды также производит бизнес. По сути именно бизнес во многом содержит город.
Теперь – о важнейших задачах бизнеса: рост конкурентоспособности в глобальной экономике, инновации, инвестиции, расширение рынков сбыта, рост прибыли, рост капитализации, рост добавленной стоимости. Решение всех этих задач происходит в предпринимательской среде, образованной, в частности, местной законодательной и исполнительной средой, таможенной средой, налоговой средой, платежеспособным спросом со стороны города (городским заказом). Примерная структура предпринимательской среды приведена на схеме:
Другими словами, бизнес живет в среде, создаваемой городом.
А, следовательно, раз город и бизнес находятся в теснейшем взаимодействии, значит, они обречены на деловое сотрудничество. О важности этого взаимодействия постоянно упоминается в докладах и выступлениях Президента РФ.
«Конструктивное взаимодействие власти, общества и бизнеса - одно из условий успеха демократических преобразований и устойчивого экономического развития нашей страны», - из приветствия Президента РФ Путина В.В. участникам и организаторам форума «Тольяттинский диалог» 22 ноября 2002 года.
Президент РФ в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года отметил: «Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге – политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества. Языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии».
Взаимоотношения бизнеса и Администрации города должны также учитывать положения и рекомендации Европейского союза и Организации экономического сотрудничества и развития. Это также весьма актуально с учетом вхождения экономики России в мировую экономику и предстоящего вступления в ВТО. В частности, в этих положениях сказано: «Необходимо осуществить кардинальный переход от единой государственной промышленной политики к национальной политике конкурентоспособности, при которой равноправными участниками ее разработки выступают государство, бизнес, научные организации и общественные институты». Вот еще один аргумент в пользу взаимодействия.
Подводя итог, можно сказать, власть и бизнес теснейшим образом связаны между собой. Возникает вопрос – каковы конкретные формы этого взаимодействия сформировались сейчас в СПП СПб?
Можно выделить два направления взаимодействия: первое - бизнес в качестве отдельного юридического лица взаимодействует с органами городской администрации. Второе: взаимодействие бизнеса с городской администрацией через посредство общественных организаций бизнеса – СПП СПб, ТПП, АПП и ряда других.
В этом сообщении будут рассмотрены вопросы взаимодействия бизнеса и городской власти на примере деятельности СПП СПб. Хотя первая форма взаимодействия также очень интересна и важна, достаточно сказать, что сверхкрупный бизнес, рейдерство, распределение государственного заказа, содействие строительству и многое другое обязаны именно этой первой форме взаимодействия. Но наш Союз сформирован для взаимодействия по второй форме – как посредник между большим количеством предприятий и городом. Какие же формы взаимодействия применяются в настоящее время между предприятиями Союза и городом?
В числе применяющихся в настоящее время форм взаимодействия можно упомянуть следующие, изображенные на схеме:
Например, осуществляется совместная работа СПП СПб и Администрации Санкт – Петербурга в общественных организациях – различного рода советах по видам экономической деятельности. Это Комиссия по заключению трехстороннего соглашения, это Межведомственный координационный совет по экономической, научно – технической и промышленной политике, это Комиссия по экономической безопасности при Правительстве города и ряд других. В процессе их работы удается в определенной мере согласовывать отдельные интересы бизнеса и города.
Мы привыкли с известной долей скепсиса относиться к работе общественных организаций. Хочу поделиться своими размышлениями по этому поводу на примере работы СПП СПб в Комиссии по экономической безопасности. Как Вы знаете, в городе обострилась проблема незаконного перераспределения собственности.
Есть слабые места в корпоративном законодательстве и появились попытки их использовать путем незаконного перехвата собственности. Имеется система правоохранительных органов – а эффективного процесса противодействия незаконным перехватам нет. В этом случае возникает вопрос: что делать? ЗАКС, Правительство города принимают решения по образованию общественной организации, с включением в ее состав правоохранительных и общественных организаций. Другие органы управления также пошли по этому пути. В результате образованы Межведомственная комиссия при Правительстве Санкт – Петербурга по вопросам экономической безопасности.
В результате совместной работы правоохранительных органов и общественных организаций удалось снизить остроту проблемы. Комиссия Общественной палаты России по контролю за деятельностью правоохранительной и судебной системы провела в Санкт-Петербурге выездное заседание, посвященное местному опыту борьбы с рейдерами. Участники встречи констатировали, что пик рейдерства пройден, а Общественная палата предложила распространить петербургский опыт борьбы с криминальными захватами предприятий на всю Россию. Возникает вопрос: что конкретно позволило как – то решить проблему? Ведь дополнительных правоохранительных и силовых органов не прибавилось. Для себя я пытался разобраться с ответом на этот вопрос и думаю, что главный фактор - это введение в эти процессы гласности и общественного контроля! Можно предположить, что в этом суть создания и какой – то результативности этой общественной организации. Лозунгом Комиссии по экономической безопасности могла бы быть известная фраза из кинофильма «Операция Ы»: «…народ хочет знать!». Конечно, основную работу выполняли правоохранительные органы, но возможно, что стимулом для них в определенной мере послужило введение общественного контроля.
- К другим формам взаимодействия бизнеса и власти можно отнести:
- регулярные встречи Губернатора с представителями бизнес-сообщества города.
- .проведение совместных совещаний с Администрацией Санкт – Петербурга является одним из самых действенных способов согласования задач Администрации города и инициатив бизнеса города.
- одной из форм взаимодействия бизнеса и власти города является участие Президента СПП СПб в заседаниях Правительства Санкт-Петербурга.
- совместное участие СПП СПб и Администрации Санкт – Петербурга в научно – практических конференциях.
- постоянное рабочее взаимодействие с отдельными комитетами администрации города, в первую очередь с КЭРПРиТ.
На этой основе происходит совместная разработка программ, соглашений, задач и так далее.
Применяемые формы взаимодействия позволяют решать ряд оперативных задач по согласованию интересов бизнеса и интересов города. Вместе с тем, необходимо отметить, что многие задачи не могут быть решены на основании имеющихся видов взаимодействия. Например, почти две трети доходов бюджета города формируется в бизнесе, но город при определении бюджетных проектировок не запрашивает проекты планов от бизнеса. Вероятная ошибочность разработки важнейшего планового документа города – бюджета – достаточно высока при этом. Еще больше она возрастает при переходе на среднесрочное и долгосрочное прогнозирование бюджета. Большинство программ развития города также прямо или косвенно зависят от предпринимательской деятельности, но порядок согласования их с конкретными предприятиями юридически не определен, в их числе подготовка кадров, развитие производственной инфраструктуры и многие другие. Для бизнеса также позиция города имеет огромное значение: вопросы строительства, аренды, кадров, городской заказ, многие другие. В результате несогласованного развития выявилось, в частности, что в городе острый дефицит электроэнергии, дефицит кадров, ряд других.
Для дальнейшего развития форм взаимодействия между бизнесом и властью требуется поиск новых направлений взаимодействия для совместного решения новых задач бизнеса и власти. Что конкретно можно предложить для обсуждения? Например, для согласования развития бизнеса и города, разработки на этой основе обоснованного бюджета города можно предложить введение договорных отношений между предприятиями и городом.
В таких договорах могли бы взаимоувязываться на добровольной и взаимовыгодной основе интересы, как бизнеса, так и города. Предприятия и организации могли бы предоставлять городу на договорной основе свои проекты планов и планы развития. Город, в свою очередь, руководствуясь своими целями развития, мог бы на договорной основе предоставлять предприятиям поддержку. В качестве такой поддержки можно рассматривать помощь в строительстве, в местном налогообложении, в содействии продажам предприятия на внутреннем (городской заказ) и внешнем рынках и многое другое. Иными словами, создавать для них благоприятную предпринимательскую среду.
Часто в качестве обоснования принципиальной невозможности такой работы указывают на огромное число предприятий и организаций в городе, насчитывающее несколько сот тысяч единиц. В действительности промышленность города в настоящее время достаточно сильно сконцентрирована. Всего только около 200 предприятий дают 90% всей промышленной продукции, а 60 предприятия обеспечивают 70% производства по городу. В бизнесе в современных автоматизированных системах управления предприятием достаточно просто рассчитывается план производства для цехов и план закупок для снабжения по тысячам выпускаемых деталей, комплектации и полуфабрикатов. При этом формируются необходимые документы для бухгалтерии, для ПЭО, для маркетинга. Таким образом, с точки зрения расчетов и уточнений проекта бюджета задача вполне решаемая.
Есть и отдельные реальные примеры договоров Администрации города с бизнес – структурами. Например, с ОАО "Северо-Западный Телеком", с ЗАО «Трансмашхолдинг», с группой «Дедал», с государственным унитарным предприятием «Рособоронэкспорт», с ОАО «Ленэнерго» и ГУП «Водоканал» (оба с участием СПП СПб). Но пока они предусматривают только ряд взаимных обязательств города и предприятий. Вот одно предложение для обсуждения в качестве направления развития диалога города и бизнеса.
Можно рассмотреть еще одно – оно касается преодоления так называемых административных барьеров. Именно таким образом часто характеризуется деловое взаимодействие предприятий и органов управления в городе. Не как сотрудничество, а именно как преодоление административных барьеров. Этой проблеме было посвящено одно из совещаний межведомственной комиссии при правительстве города. Что является причиной административных барьеров? В качестве важнейших можно отметить, что это несовершенство той самой предпринимательской среды города.
- Для совершенствования работы административного аппарата необходимо применение к его работе ряда принципов корпоративного управления, сформированных в бизнесе. Конкретно для обсуждения можно предложить следующие мероприятия:
- Предложить ЗАКСу СПб направлять на общественную экспертизу – в СПП СПб, ТПП СПб - проекты законов, касающиеся формирования предпринимательской среды в городе.
- Предложить Правительству СПб направлять на общественную экспертизу – в СПП СПб, ТПП СПб – проекты постановлений, касающихся формирования предпринимательской среды в городе.
- Предложить Правительству СПб разработать и внедрить современные информационные технологии управления,
- обеспечивающие:
- разработку регламентов работы по важнейшим направлениям деятельности, связанным с формированием предпринимательской среды в городе с указанием ответственных исполнителей по этапам работ и сроков исполнения.
- размещение в Интернете информации о рассмотрении обращений предприятий в органах государственного и городского управления на основании принятых регламентов работы.
- предложить ЗАКСу направлять на антикоррупционную экспертизу проекты всех законов в общественные организации города.
- предложить правительству города направлять на общественную экспертизу предложения по реорганизации аппарата управления города.
- предложить Правительству города создать совместную комиссию с общественными организациями по анализу эффективности организационной структуры управления городом, по проверке профессиональной квалификации чиновников администрации.
- определить функции органов городского управления, которые целесообразно передать для выполнения бизнес – организациям.
Итак, проблема есть, предложения для обсуждения сформулированы. Не все они бесспорны, но в качестве основы для дискуссии подходят. Кстати, наш Союз проводит опрос предприятий по вопросу преодоления административных барьеров. Вопросы анкеты размещены на сайте Союза, желающих прошу принять участие.