Страна победившего хозрасчета

Ковалев Николай Владимирович, директор по развитию и инновациям Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники

Страна победившего хозрасчета

В Санкт-Петербурге прошел международный промышленный форум «Российский промышленник», в рамках которого впервые за двенадцатилетнюю историю форума был представлен объединенный стенд предприятий радиоэлектронного комплекса России. 

Я очень люблю промышленные выставки.  Там, как нигде, чувствуешь, что бизнес живет, чувствуешь его скорость.  Будучи еще и руководителем крупной коммерческой структуры, я ежегодно принимал участие в 10-12 российских выставках.  А в течение последних пяти лет активно посещаю зарубежные отраслевые выставки.  Чисто внешне они мало чем отличаются от наших - схема примерно одна и та же, разве что технологии там повыше.  И только недавно я задумался над тем, кто кому и что показывает на этих выставках.  Здесь я и увидел принципиальное, очень глубокое отличие российских выставок от выставок стран с развитым бизнесом.

В Европе каждый клиент, будь он мелким, средним или крупным, является объектом внимания участников выставки.  Здесь все уверены:  каждый собственник бизнеса обязательно заинтересован в получении наилучшей технологии, и его перспективный взгляд на свой бизнес простирается далеко за пределы одной пятилетки.  С клиентами проводят работу не только по тактическим мероприятиям - таким, как сиюминутная покупка, - очень большое внимание уделяется долгосрочной стратегии.  Иными словами здесь есть крайняя заинтересованность в эффективности, как сиюминутной, так и стратегической.  Это и есть главный принцип, на котором строится общение на европейских выставках.

Основным же и самым желанным посетителем выставки в российской выставочной системе является человек, хоть каким-то образом причастный к распределению государственного финансирования.  Интерес к стратегии очень теоретичен, потому что в нашей стране мало кто видит очертания себя и своего предприятия дальше, чем на два года.  Имеет место очень скептическое отношение к перспективам развития отрасли, из-за явного ощущения зависимости от неких высших политических течений, осознать долгосрочное направление которых не в состоянии даже руководитель высокого уровня.  Поэтому в основном компании ведут речь о сиюминутной тактике, и, конечно же, все рассчитывают только на годичное выделение государственных финансов, лишь неуверенно предполагая дальнейшее развитие событий.  Плохо или хорошо работает у нас в стране механизм распределения государственных финансов, но именно он является главным в наполнении кошельков мелких и средних частных и государственных предприятий, не говоря уже о крупных компаниях.

Грядущая выставка «Российский промышленник» станет квинтэссенцией взаимоотношения российского бизнеса в области радиоэлектроники с государственными чиновниками, так как планируется приезд основных государственных деятелей, ответственных за финансирование отрасли.

В мировой практике очень распространен термин «бизнес-ту-бизнес» (дословно «бизнес бизнесу»), в который вложен достаточно глубокий смысл, связанный с принципиальными основами развития бизнес-среды.  К таким основам, в первую очередь, относится жестокая конкуренция, которая влияет на все аспекты воспроизводства бизнес-процесса.  Отсюда и совершенно конкретный оттенок, в который окрашивается весь процесс бизнеса, - нахождение максимально эффективного решения задачи, поставленной клиентом.

В нашем же случае большинство компаний радиоэлектронного сектора работают, скорее, не по принципу «бизнес-ту-бизнес», а по принципу «бизнес-ту-государство».  Практически 90% компаний прямым или косвенным образом «завязаны» на деньги, выделяемые государством.  Этот факт очень легко проверяем.  Почти все предприятия, производящие или обслуживающие электронику, скажут вам, что есть один месяц, который кормит год, и этот месяц - декабрь.  Всем очевидно, почему так происходит.  Именно в декабре происходит активная реализация фондов, выделенных государством и не освоенных в течение текущего года.  Это лишь один яркий показатель зависимости нашего бизнеса от государственных денег.  А таких показателей можно привести огромное количество.  Вот и получается, что все наши частные или полугосударственные бизнес-компании являются лишь независимыми государственными филиалами, обслуживающими деньги государства на условиях хозрасчета и самоокупаемости.  И весь бизнес у нас строится не на глубинных бизнес-процессах, а на стратегии наиболее тесного, плотного сотрудничества с государственным финансированием.  В этом случае абсолютно не работают принципиальные механизмы бизнес-движения., а качественность выбора поставщика или товаров для обеспечения государственных нужд зависит лишь от добросовестности людей, распределяющих государственное финансирование в том или ином направлении.  В России практически отсутствуют независимые бизнес-финансы, так как отсутствуют глобальные игроки помимо государства.

Ни в коем случае я не оцениваю эту ситуацию как плохую или хорошую.  В силу ряда исторических обстоятельств мы имеем такую реальность, данную нам в ощущениях.  Мы имеем то, что имеем.  Просто исходя из этой ситуации, нужно относиться к системе развития производства и бизнеса в России, и особенно - инновационной сферы, - совершенно по-другому.  На мой взгляд, никакие субсидии, подпитывающие частного предпринимателя, не заставят его вкладывать деньги в инновации должным образом.  В мировой практике, в среде нормальных бизнес-процессов, инновации являются законом выживания в мире.  Для российских же предприятий и организаций законы роста, развития и выживания абсолютно другие.  Не случайно все руководители более или менее растущих предприятий начинают все больше и больше «светиться» в государственных и окологосударственных структурах.  Это один из принципов развития российского бизнеса.  Понимая базовые принципы, можно совсем по-другому уже отнестись к вопросам развития российских производств, бизнес-структур, говорить о кардинально иных принципах построения инновационной сферы.  Да и вопросы коррупции в этом плане могут решаться с совсем других позиций.

Безусловно, надо биться за качество использования государственных денег и в этой сфере прикладывать усилия.  Федеральные целевые программы, по моему мнению, являются краеугольным камнем, лежащим в основе возможностей развития отечественной промышленности и сферы услуг.  На мой взгляд, очень правильным был бы подход, представляющий наше государство как одно целое бизнес-предприятие, внутри которого есть предприятия, разрабатывающие, производящие и продающие.  Безусловно, очень важна единая инновационная надстройка, имеющая внутри особый механизм, побуждающий систему к действию.  (Михаил Александрович, в этом месте можно сделать ссылку на единый кластер инновационного развития).  Также не маловажна единая политика в области перевооружения и других внутренних коммуникативных услуг.  В настоящий момент все эти процессы находятся внутри предприятий, они никак не увязаны между собой, и государство, финансируя отдельные частные предприятия по отдельным тематикам, не в состоянии приказать им развиваться инновационно.  Нельзя пытаться развивать предприятия как независимые отдельные бизнес-единицы, включающие в себя и разработку, и производство, и инновационную сферу, так как внутри них отсутствуют естественные стимулы к развитию - предприятия уверены в получении финансирования нерыночными методами.  Как бы нам всем ни хотелось быть независимыми, мы обязаны признать тот факт, что все мы являемся лишь частями единого организма.  И чем быстрее этот организм начнет действовать согласованно, тем эффективнее заработает российская экономика.  Управлять же этим механизмом должны грамотные менеджеры, воспринимающие его как единое огромное коммерческое предприятие.

 И название этой статьи абсолютно не ироничное.  После того, как мы действительно станем страной победившего хозрасчета и перестанем путать понятия бизнес-сферы и сферы государственного финансирования, у нас будет открыто широкое пространство для развития именно реальных бизнес-стурктур как следующего шага в развитии российской экономики.

 

"Промышленник России"

2008