Комментарии к законопроекту «О торговле в Российской Федерации»
А.С.Зорин, президент Ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга», член Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.
15 июля 2009 года на утверждение в Госдуму поступил подписанный Владимиром Путиным законопроект "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". В нем устанавливаются единые правила для работы торговых сетей, поставщиков и оптовиков. Кроме положений, одобренных президиумом правительства 13 июля, по инициативе ФАС и первого вице-премьера Виктора Зубкова подписанный премьер-министром проект запрещает расширять бизнес продуктовым сетям, если их годовой оборот превышает 1 млрд руб., а доля в городских округах, муниципальных районах, Москве и Санкт-Петербурге составляет более 25%.
Точку зрения Ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» на то, каким в итоге должен быть принятый депутатами Госдумы закон «О торговле», выражает ее президент Александр Сергеевич Зорин.
По мнению Александра Зорина, представленный законопроект «О торговле» излишне либерален, и в существующей подаче является практически «холостым выстрелом». Корректировки и конкретизации в данной ситуации, считает президент Ассоциации хлебопеков Петербурга, требуют следующие положения.
Во-первых, вопрос о бонусах.
Положение о «Запрещении включения в цену договора любых бонусов кроме премии торговым сетям за реализованный объем продукции», практически устанавливает для поставщиков скрытый «входной билет». Вместо этого бонусы должны быть обусловлены не «реализованным объемом продукции», а «ростом объема реализованной продукции конкретного поставщика».
Необходимо также приравнять к бонусам все виды поборов с поставщиков: «платы за вход и место на полке», «платежи в маркетинговый бюджет в целях реализации других видов продвижения товара».
Александр Зорин также указывает на необходимость ограничить скидки на продукцию порогом, за которым начинается ценовая дискриминация, запрещенная во всем цивилизованном мире. Этот порог по продукции пищевой промышленности не может превышать 10% от оптово-отпускной цены производителя (и в основном обусловлен разницей в издержках по логистике).
Разрешенные бонусы, по мнению президента Ассоциации хлебопеков, не могут быть обязательным условием заключения договора поставки, что должно быть отражено в законопроекте. А навязывание торговыми операторами их увеличения не могут быть (при несогласии производителя) причиной отказа торгового оператора от поставки продукции такого производителя. Подобные действия должны также подпадать под штраф, налагаемый ФАС в размере от 500 000 до 1 млн. рублей.
Во-вторых, вопрос о сроках оплаты за поставленную продукцию. По законопроекту они «устанавливаются в соответствии со сроком годности товара (от 10 до 75 дней)». Дополнительно в законопроекте следует определить виды продукции со сроком оплаты не более 10 дней с момента поставки, какими являются, например, хлебобулочные и кондитерские изделия со сроком хранения до 72 часов.
Завершая анализ законопроекта «О торговле» с позиции Ассоциации, Александр Зорин отмечает, что не учет в законопроекте изложенных выше положений, означает для хлебопеков Санкт-Петербурга его практическую бесполезность.