"ОБВАЛА" НЕ БУДЕТ!
Комплекс антикризисных мер - это не только некий перечень мероприятий. Это пересмотр, переосмысление всех действующих городских программ, планов, подчинение их целям вывода экономики из кризиса и подготовки к последующему росту. Как эти проблемы решаются в Санкт-Петербурге? На вопросы журнала отвечает председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга С. Д. Бодрунов:
- Сергей Дмитриевич, в чём вы видите специфику экономики Санкт-Петербурга, и какова специфика действия кризиса именно на экономику нашего города?
- Первая особенность - весьма высокие, ощутимо лучшие, чем в других регионах, темпы развития экономики Санкт-Петербурга в «докризисные» годы. Как факт, прирост валового регионального продукта на душу населения в Санкт-Петербурге был на 10-20% выше среднероссийского показателя. Этот опережающий рост вылился сегодня в так называемый эффект «высокой базы», а именно - более значительное снижение некоторых относительных показателей, чем в ряде других регионов РФ. Так, например, в бурно растущей в докризисное время отрасли производства «прочие неметаллические минеральные продукты» индекс промышленного производства в 2006 году составил 115,5%, а в 2007 - 190%. К середине 2009 года этот индекс снизился примерно на 60%. А в большинстве других регионов спад по этой отрасли не так велик, как невелик был и предшествующий рост. Поэтому результаты мониторинга Минрегион России, сравнивающего показатели Санкт-Петербурга с регионами дотационной экономики - Дагестаном, Тывой или Ингушетией, представляются не совсем корректными. Очевидно, следует обращать внимание не только на номинальные значения индексов по отношению к прошлым периодам, но и на общий тренд показателей.
Вторая особенность - производственная структура промышленности города. Около 80% реального сектора экономики Санкт-Петербурга формируют предприятия так называемого 2-го и 3-го уровня кооперации, особенно в ОПК. Вследствие этого спад производства в Санкт-Петербурге носит несимметричный характер. Структурный анализ в производственном секторе показывает, что в наибольшей степени от кризиса пострадали отрасли, зависимые от конъюнктуры на мировых рынках и параметров рынков - от спроса на продукцию, поставок материалов и комплектующих, финансовых потоков. Среди таких отраслей отмечается наиболее значительное снижение объемов производства. Так, производство транспортных средств и оборудования снизилось на 36,1%, а производство нефтепродуктов на 40,4%.
И, наконец, Санкт-Петербурге - это город тяжелой промышленности, где превалируют базовые отрасли. У нас только 20% предприятий принадлежат к отраслям, ориентированным на внутреннего и розничного потребителя: производство и распределение электроэнергии, газа и воды, химическое, текстильное, швейное, обувное производство. Они-то как раз пострадали от кризиса в наименьшей степени, или не пострадали вовсе. Однако их удельный вес в экономике Петербурга невелик, и они не оказывают серьезного влияния на показатели города в целом.
- Каковы итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга за первое полугодие 2009 года по основным индикаторам состояния экономики?
- Среди индикаторов, характеризующих состояние экономики города, можно выделить три основные группы: показатели состояния и динамики промышленного производства - индекс промышленного производства и объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг; показатели занятости населения; заработная плата и доходы граждан.
Заработная плата и доходы граждан.
За первое полугодие 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года индекс промышленного производства составил 78,3%. Тем не менее, в промышленном секторе города можно констатировать определенную стабилизацию. Помесячные значения индекса, резко падавшие с конца 2008 года, к аналогичным периодам 2008 года, начиная с марта-апреля, колеблются незначительно, находясь на отметке около 75%.
Ситуация на рынке труда - «зеркало» экономики. Имеющиеся у нас данные по второму индикатору позволяют говорить о стабилизации на рынке труда и достигнутой контролируемости происходящих процессов. В течение января-апреля 2009 года численность петербуржцев, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, увеличилась с 53,5 тыс. до 87,6 тыс. человек. В апреле-мае наметилась стабилизация на уровне 87-88 тыс. человек, а к июню произошло снижение до 81,1 тыс. чел. При этом число зарегистрированных безработных снизилось за четыре месяца с 35 до 28 тысяч человек, что сейчас составляет чуть более 1% экономически активного населения Петербурга. Это один из лучших показателей в стране. Стабилизация в сфере занятости подтверждается увеличением вакансий в службе занятости за май-июнь на 3,3 тысячи. В целом стабильность на рынке труда сохраняется по сей день. Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли проводит по собственной методике еженедельный мониторинг репрезентативной выборки 70-ти крупнейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга разных отраслей. Его результаты также свидетельствуют, что в последние месяцы темпы высвобождения работников значительно снизились, а многие предприятия уже пытаются сокращать текущие затраты не за счет экономии на трудовых ресурсах, а за счет интенсификации производства. Мы все понимаем, что кадры надо сберечь для будущего периода нового роста производства.
Третий основной индикатор - уровень материального обеспечения населения. Индекс потребительских цен на товары и услуги в Санкт-Петербурге за 6 месяцев 2009 года составил 107,9% (в Москве - 108 %, по России в целом -107,4%). Налицо снижение темпов инфляции относительно аналогичного периода прошлого года, в частности, на 5,1% снизился темп роста цен на продовольственные товары. Средняя номинальная заработная плата, начисленная за май 2009 года, составила 23336 рублей, что на 6,9% больше ее значения в мае 2008 года. Однако реальная начисленная заработная плата с учетом индекса потребительских цен, к сожалению, все-таки несколько снизилась и в мае текущего года составила 94,3% относительно мая 2008 года. При этом денежные доходы на душу населения в мае 2009 года в Санкт-Петербурге составили 21370 руб. против 17516 руб. в мае 2008 года, т.е. их прирост в номинальном выражении без учета индекса инфляции к маю прошлого года составил 22%.
В целом экономика Санкт-Петербурга находится в стабильном состоянии и пока не демонстрирует явных предпосылок ни к значительному спаду, ни к активному росту.
- Приведите, пожалуйста, примеры антикризисных мер, реализуемых экономическим блоком Правительства Санкт-Петербурга?
- Осенью 2008 года Правительством Санкт-Петербурга был принят План первоочередных мероприятий по преодолению последствий мирового экономического кризиса. Тогда же была создана Рабочая группа по мониторингу социально-экономической ситуации в Санкт-Петербурге во главе с Губернатором. Её основная задача - своевременное выявление возникающих в экономике проблем и принятие оперативных мер для их устранения. 14 апреля утверждены Основные мероприятия по преодолению последствий экономического и финансового кризиса и оздоровлению экономики Санкт-Петербурга на 2009 год, ориентированные на решение специфических задач экономики нашего региона.
Важнейшая составляющая любой экономической системы - производственный сектор, поэтому еще одним серьезным антикризисным документом стал Закон Санкт-Петербурга «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга», принятый в июне с.г.
Примером конкретных антикризисных мер экономического блока Правительства Санкт-Петербурга может служить, в частности, работа с петербургскими финансовыми организациями, направленная на предоставление промышленным предприятиям кредитов для пополнения оборотных средств по минимально возможной процентной ставке. Среди уже около 20-ти крупных промышленных организаций, получивших значительные кредиты, «ЛОМО», «Судостроительная фирма «Алмаз», «Адмиралтейские верфи», «Арсенал», НПП «Сигнал», «Игристые вина», «Аэрокосмическое оборудование». Другой пример: Правительство Санкт-Петербурга подготовило и направило в адрес Минрегиона России список из 23-х ведущих предприятий города для включения в перечень системообразующих предприятий регионального значения, претендующих на получение федеральной государственной поддержки в виде государственных гарантий по кредитам и субсидирования процентной ставки.
В текущем году Комитетом экономического развития разработана и внедряется принципиально новая технология формирования целевых программ. В соответствии с ней все действующие и вновь разрабатываемые программы должны быть направлены на достижение установленных целевых ориентиров социально-экономического развития Санкт-Петербурга и приведены в соответствие друг с другом, с целями и задачами развития города, включая текущие задачи выхода из кризиса и сохранения социальной стабильности. Прогноз развития кризиса, на базе которого построены антикризисные мероприятия Правительства Санкт-Петербурга, пока в целом оправдывается. По итогам полугодия в бюджет Санкт-Петербурга поступило 140 млрд руб., что составляет около 93% от уровня аналогичного периода 2008 года. При этом снижение поступлений является следствием уменьшения собираемости налога на прибыль на 38%. В то же время объем НДФЛ увеличился на 5,4%. Аналогичная тенденция сохраняется и по итогам 7 месяцев.
Не подтвердились самые мрачные предсказания тотального «обвала» городской экономики, его удалось остановить, а ситуацию стабилизировать.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, инновационную деятельность и инвестиционную активность в Санкт-Петербурге...
- Значение показателя «число инновационно активных предприятий и организаций» на 26% превысило целевое значение, установленное Программой развития Санкт-Петербурга, и на 39% превысило уровень 1 полугодия прошлого года. Это хороший показатель, он свидетельствует о том, что наиболее инициативная часть промышленности продолжает активно работать. Конечно, в условиях общего экономического спада инвестиционная активность снизилась - за 5 месяцев текущего года объем инвестиций в основной капитал составил 60,5 млрд рублей, или 78,6 % к уровню аналогичного периода прошлого года. Однако подавляющее большинство крупных промышленных инвесторов не отказалось от реализации своих проектов.
Твердость намерений инвесторов подтверждает начавшийся с апреля позитивный тренд роста вложений. Если по итогам января 2009 года шла речь только об уровне 35 % к январю 2008 года, то в мае этого года - уже 75%.
В кризисный период исключительно важными для развития региона становятся государственные инвестиционные расходы. В последние годы бюджет Санкт-Петербурга носил инвестиционный и ориентированный на достижение поставленных целей социально-экономического развития характер. Правительство принимает все возможные меры для его сохранения. Несмотря на сокращение расходов по Адресной инвестиционной программе в бюджете 2009 года, ее объем по-прежнему значителен - почти 74 млрд руб., что несколько ниже прошлого года, но существенно (на 10%) выше уровня вполне благополучного 2007. По состоянию на 1 июля 2009 года профинансированы работы на сумму 28,6 млрд. руб., что составляет почти 40% от всего утвержденного объема, За аналогичный период прошлого года освоение составляло всего 23%.
Будущие инвестиционные расходы бюджета Санкт-Петербурга пройдут через новый механизм формирования долгосрочных и ведомственных целевых программ, через усовершенствованные процедуры городского заказа, что существенно снизит затратность реализации инвестиционных проектов. Сейчас КЭРППиТ активно работает над этим с инвесторами и заказчиками.
- Как обстоят дела с развитием малого и среднего предпринимательства?
- В соответствии с данными Петростата, в Санкт-Петербурге по состоянию на 01.07.2009 осуществляет деятельность 277 тысяч субъектов малого предпринимательства, в том числе 196 тысяч малых предприятий и 81 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. За 6 месяцев 2009 года количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 16 тысяч, что дало, как минимум, дополнительно 80-100 тысяч рабочих мест. То есть без этого безработных у нас было бы раза в 4 больше. На 100 жителей нашего города приходится почти 6 малых предприятий, этот показатель превышает среднероссийский почти в 7 раз! Как отметил журнал «Эксперт», сегодня Санкт-Петербург - единственный российский город, соответствующий стандартам ЕС по уровню развития малого предпринимательства.
Наибольший рост количества субъектов малого предпринимательства наблюдается по таким видам экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (увеличение на 7,2 тысяч единиц); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (увеличение на 3,5 тысячи единиц); транспорт и связь (увеличение на 2,2 тысячи единиц); обрабатывающие производства (увеличение на 749 единиц);
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (увеличение на 739 единиц).
Залогом успешного развития малого предпринимательства служит реализуемая в городе активная политика поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. В частности, огромная поддержка оказывается малому бизнесу через госзаказ, в его структуре в этом году уже 48,8% приходится на долю субъектов малого бизнеса. А это - заказы на миллиарды рублей. Эффективно работают и 16 специальных программ поддержки малого предпринимательства, в основном - в форме субсидирования произведенных затрат различного плана. По состоянию на 1 июля было заключено 586 договоров на предоставление субсидий на общую сумму 120 млн рублей, сейчас эта цифра - уже вдвое больше. Всего с начала года поддержку в виде субсидий, грантов, бесплатных обучающих семинаров и консультации получило более 4,5 тыс. субъектов малого бизнеса. И эта работа идет по нарастающей, я бы сказал, поставлена на системный уровень.
- Пункт 5 статьи 3 Закона «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга», определяющий полномочия Правительства Санкт-Петербурга, гласит: «содействие деятельности в Санкт-Петербурге некоммерческих организаций, в том числе саморегулируемых организаций, выражающих интересы субъектов промышленной деятельности». Как обстоят дела на практике?
- Все свои значимые действия мы осуществляем в тесном взаимодействии с общественными организациями Санкт-Петербурга. Среди них Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, Ассоциация производителей автокомпонентов, Совет по малому предпринимательству и мн. др. Так, в разработке Закона «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» непосредственное участие принимала крупнейшая общественная организация - Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.
Со своей стороны Правительство Санкт-Петербурга активно содействует решению проблем, выявляемых общественными объединениями промышленников и предпринимателей. В частности, в начале этого года образовалась кризисная ситуация из-за бюджетной задолженности Минобороны России и головных контрагентов перед петербургскими предприятиями ОПК, а также задержка заключения с ними новых договоров. Благодаря помощи Правительства города и лично Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Ивановны Матвиенко, дошедшей с этим вопросом буквально до Президента России, проблему удалось свести до минимума.
Новым, еще более действенным инструментом взаимодействия власти и промышленников обещает стать Промышленный Совет Санкт-Петербурга, куда войдут как чиновники, так и руководители общественных организаций. Главная задача Совета - содействие улучшению финансово-экономического положения и конкурентоспособности петербургских предприятий путем координации совместных усилий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций, выражающих интересы субъектов промышленной деятельности.
- Какими важнейшими проектами Санкт-Петербург будет представлен на Российской инновационной неделе, и что городу может дать проведение подобного мероприятия?
- С 30 сентября по 3 октября 2009 года в Санкт-Петербурге впервые состоится Российская инновационная неделя - совместный проект Правительства Санкт-Петербурга и Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО). В рамках Недели пройдут II Петербургский Международный Инновационный Форум и XIII Международный Форум «Российский промышленник».
Санкт-Петербург представит на мероприятиях Российской инновационной недели более 100 проектов, по большей части из производственной сферы и сферы научных исследований и опытно-конструкторских разработок.
В частности, будет представлен первый петербургский проект, одобренный к финансированию со стороны РОСНАНО в рамках Соглашения о сотрудничестве между городом и этой корпорацией - создание производства износостойких изделий из наноструктурных керамических и металлокерамических материалов. Заявитель проекта ООО «Вириал» - один из лидеров российского рынка износостойких керамических и металлокерамических деталей и узлов для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и химической промышленности. Соинвестор проекта - ЗАО «Сибирская органика». В ходе реализации проекта будет создан полный производственный цикл по выпуску из наноструктурных керамик и металлокерамик различных триботехнических изделий (узлов, подверженных трению и износу), работающих в сложных условиях эксплуатации, в том числе, для насосной техники. Кроме того, на предприятии будет освоен выпуск керамического и металлокерамического режущего инструмента для обработки металлов и композиционных материалов, характеризующихся высокой твердостью, прочностью и термостойкостью. Общая стоимость реализации проекта оценивается в 1,6 млрд рублей. Вклад РОСНАНО в уставный капитал ООО «Вириал» составит 501,5 млн рублей. Кроме того, корпорация предоставит компании заем в размере до 150 млн рублей и поручительство по кредитам и займам на сумму до 220 млн рублей. Выпуск опытных партий продукции на основе наноструктурных материалов будет осуществлен уже в 2009 году. Согласно проекту, выход нового производства на проектную мощность ожидается к концу 2012 года, а уже в 2015 году выпуск продукции превысит 3,7 млрд рублей.
Интересен и другой петербургский проект, осуществляемый Группой ОНЭКСИМ совместно с РОСНАНО. В результате его реализации в Санкт-Петербурге на территории ОЭЗ технико-внедренческого типа появится высокотехнологичное промышленное производство систем освещения нового поколения на основе полупроводниковых чипов нитрида галлия. Конечным продуктом нового предприятия станут светодиодные чипы, светодиодные лампы и осветительные системы, сопоставимые по яркости с лучшими мировыми аналогами. Общий объем инвестиций в проект составит 3,351 млрд руб., в т. ч. инвестиции РОСНАНО - 1,776 млрд рублей (323 млн рублей в форме взноса в уставный капитал и 1,453 млрд рублей в форме займа).
Не менее важен проект производства в Санкт-Петербурге оптических компонентов на основе вертикально-излучающих лазеров для сетей передачи данных. Для реализации данного проекта РОСНАНО совместно с компанией VI-Systems GmbH (Германия) и внешним финансовым соинвестором организуют совместное предприятие с уставным капиталом 600 млн рублей. Запуск промышленного производства планируется на 2 квартал 2011 года, а выход на проектную мощность - в 2014 году, когда выручка превысит 2,3 млрд рублей. Реализация проекта позволит создать в России компанию-лидера мирового рынка вертикально-излучающих лазеров, и дать толчок развитию в стране ряда смежных высокотехнологичных производств: от интегральных микросхем до оптических активных кабелей.
Проведение в Санкт-Петербурге столь масштабного и актуального мероприятия как Российская инновационная неделя позволит закрепить за нашим городом имидж инновационного центра российского и мирового уровня, активизировать инновационные процессы в промышленности Санкт-Петербурга, ознакомить инвесторов с потенциалом петербургских разработчиков, наладить взаимовыгодные контакты, привлечь инвестиции. Это мероприятие полностью отвечает стратегическим планам развития Санкт-Петербурга.